Введение

Любая сфера человеческой деятельности, в особенности экономика или бизнес, связана с принятием решений в условиях неполноты информации. Источники неполноты информации, или неопределенности, могут быть самые разнообразные: нестабильность экономической и/или политической ситуации, неопределенность действий партнеров по бизнесу, случайные факторы, то есть большое число обстоятельств, учесть которые не представляется возможным. Например, неопределенность спроса на товары, неабсолютная надежность процессов производства, погодные условия, неточность информации и пр.

Экономические решения с учетом перечисленных и множества других неопределенных факторов принимаются в рамках так называемой теории принятия решений – аналитического подхода к выбору наилучшего действия (альтернативы) или последовательности действий /11, с. 9/. В зависимости от степени определенности возможных исходов или последствий различных действий, с которыми сталкиваются лица, принимающие решения, в теории принятия решений рассматриваются три типа моделей:

выбор в условиях определенности, если относительно каждого действия известно, что оно неизменно приводит к некоторому конкретному исходу;

выбор решения при риске, если каждое действие приводит к одному из множества частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность появления;

выбор в условиях неопределенности, когда то или иное действие (несколько действий) приводит впоследствии к множеству частных исходов, но их вероятности не известны.

Проблема риска и прибыли – одна из ключевых в экономической деятельности, в частности в управлении производством и финансами.

Как известно, предпринимательства без риска не бывает. При этом наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако, риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят вероятностный, многовариантный характер. Главная цель менеджмента в таких условиях - добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но не в коем случае не стоял вопрос о возможностях существования самого предприятия (проекта). Опыт не только российских, но и западных институтов убеждает, что банкротства почти всегда связаны с грубыми просчетами в менеджменте. Отсюда, особое внимание в менеджменте уделяется постоянному совершенствованию управления риском - риск - менеджменту.

Главные задачи менеджера в этой области общеизвестны: обнаружить область повышенного риска, оценить его степень, разработать и принять заблаговременные меры, а если ущерб уже имеет место, то и способы возмещения ущерба. Распознавание, оценка, контроль рисковых ситуаций позволяют избежать многих потерь.

В данной работе рассматриваются следующие экономические категории:

понятие риска и его различные интерпретации;

виды рисков и их классификация;

методы и модели, применяемые при анализе риска;

методы управления риском.

Теоретической и методологической основой, информационной базой для выполнения работы являются работы российских специалистов по теории и практике бизнес-планирования, менеджмента, теории финансового управления организацией и финансовому планированию. При написании данной работы было изучено и проработано большое количество научно-методической литературы, в том числе нормативно-законодательная литература (методические рекомендации), научная литература и практические пособия по теме работы.