Особенности обложения НДС внешнеэкономической деятельности.

Как было сказано ранее, существует довольно жесткий порядок подтверждения экспорта. Это отражено в последних изменениях и дополнениях №4 к Инструкции ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» №39. Ужесточение требований по документальному подтверждению фактического экспорта товаров связано прежде всего с необходимостью предотвращения многочисленных фактов фиктивного экспорта. Таким образом, действующий порядок подтверждения экспорта основан на предоставлении документов по следующим четырем уровням:

Контракт или заверенная копия.

Платежные документы или выписки банка, свидетельствующие об оплате иностранным контрагентом экспортируемых товаров.

Грузовые таможенные декларации (для разных ситуаций):

а) с отметками региональной и пограничной таможни РФ - предоставляется во всех обычных случаях;

б) с отметкой только региональной таможни:

-если вывоз товаров осуществляется с использованием трубопроводного транспорта или по линиям электропередач;

-если вывоз товаров осуществляется через границу РФ с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен;

в) с отметкой региональной таможни и специальным реестром - в особых случаях, определяемых ГНС РФ и ГТК РФ для отдельных экспортеров.

Документы, подтверждающие вывоз товаров (копии). Это могут быть транспортные, товаросопроводительные, таможенные или любые иные документы с отметками:

-пограничных таможенных органов стран-участников СНГ;

-таможенных органов стран, находящихся за пределами государств-участников СНГ.

До недавнего времени контроль за осуществлением экспортных операций основывался на предоставлении в налоговый орган документов, на которых в российских таможенных пунктах ставилась специальная отметка. Крупные экспортеры сумели быстро воспользоваться ситуацией и осуществляли фиктивный экспорт, создав таможенные пункты на территории своих предприятий. Таким образом, продукция, выйдя за ворота завода, оказывалась уже якобы экспортированной и не подлежала обложению налогом на добавленную стоимость. Налоговыми органами была предпринята попытка положить конец широкому масштабу уклонения от уплаты налога. Изменения и дополнения от 22.12.96 г. №3 к Инструкции №39 предусматривали, что для обоснования льготы по налогообложению товаров, экспортируемых за пределы государств-участников СНГ, в налоговые органы должны быть представлены товаросопроводительные документы, подтверждающие поступление товаров в страну назначения. Однако налогоплательщики были не согласны с данной нормой и обратились за решением в Верховный суд, который признал требования Госналогслужбы незаконными1 .

В настоящее время в соответствии с положениями Инструкции №39 в редакции последних изменений и дополнений №4, предусматривается возможность для налогоплательщиков представлять любые документы, которые свидетельствуют о вывозе продукции. Это привело к некоторому упрощению сбора документов для представления в налоговые органы, хотя этот процесс остается достаточно трудоемким. Также было установлено правило, согласно которому если в течение 180 дней с даты выпуска товара в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным органом, производившим его таможенное оформление, налогоплательщики не предоставят в налоговые органы документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, то они утрачивают право на льготу и возмещение (зачет) налога будет производиться в общеустановленном порядке. Согласно данному порядку, при экспорте организациями товаров, работ и услуг суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, засчитываются в счет предстоящих платежей налогов или возмещаются за счет средств федерального бюджета на основании предоставленных в налоговые органы документов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5