Понятие и виды франчайзинга

Франчайзинг - организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер.

Модель франчайзинга в общем построении

Рисунок 1.2

Во франчайзинговом процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).

Первая сторона - франчайзер (правообладатель) — является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей торговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.

Вторая сторона – франчайзи — юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.

Франчайзинговая компания (франчайзи) осуществляет свою деятельность на договорных отношениях с компанией-изготовителем товаров или услуг (франчайзером). В обмен на преимущества надежно и успешно работающей компании, имеющей известную торговую марку и свою методику ведения бизнеса, франчайзи отдает франчайзеру часть своей прибыли и работает под его маркой. Необходимо подчеркнуть, что оба партнера — и франчайзер, и франчайзи юридически независимы [13].

Предприниматель может начать использовать франчайзинг в качестве метода развития бизнеса на своем предприятии, если:

· предприятие обладает особенным имиджем, позволяющим потребителю безошибочно отличить его от других аналогов;

· на предприятии разработана система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические логистические и маркетинговые методы, доказавшие свою эффективность на практике;

· на протяжении длительного периода времени на предлагаемый продукт либо услугу можно прогнозировать относительно массовый потребительский спрос;

· прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи, должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи и обеспечить приемлемые заработки франчайзи;

· будущий франчайзер готов раскрыть все секреты своей бизнес-технологии потенциальному франчайзи и в будущем вести бизнес на основе всестороннего сотрудничества.

Обязательные признаки классического франчайзинга:

· передача лицензии на марку;

· обучение франчайзи ведению бизнеса и организация системы платежей;

· обеспечение независимости франчайзи от франчайзера.

Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, то это уже не франчайзинг, а лицензионный договор на право использования бренда или отношения с элементами франчайзинга [6].

Таблица 1.1 - Основные функции сторон франчайзинговой сделки

Франчайзер (Франчайзор)

Франчайзи (Франчайзиат)

Функции

· оказывает помощь партнерам при выборе зоны деятельности;

· предоставляет рекомендации и разработки по размещению торговой сети, ведению рекламной работы;

· помогает в подготовке высококвалифицированных кадров;

· проводит консультирование по планированию, управлению, ведению торговых операций;

· иногда предоставляет финансовую помощь;

· занимается поиском выгодных поставщиков, исследованиями рынка, общими рекламными кампаниями;

· контролирует качество товаров и услуг в сети, чтобы потребители возвращались снова и снова.

· обязан выполнять условия продажи и предоставления услуг, диктуемых франчайзером;

· унифицирует и стандартизирует деятельность подразделений, входящих в компанию, маркетинговых усилий по продаже то­варов и предоставлению услуг;

· контролирует свой бизнес;

· работает с клиентами.

Предоставление прав при одноразовой оплате

· расширение производства и сбыта товаров и услуг и получение дополнительного дохода;

· расширение опыта ведения бизнеса на основе обратных информационных связей;

· получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности;

· экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут иметь ее в собственности.

· пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;

· открыть собственное франчайзинговое предприятие;

· получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия;

· постоянная техническая, и консультативная поддержка со стороны франчайзера;

· значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров;

· снижение риска банкротства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5