Анализ франчайзинговых операций в России

Отцом российского франчайзинга называют известного предпринимателя Владимира Довганя. Его небезызвестная «Дока» стала членом МАФ. Он основал сразу две франшизы – «Дока-хлеб» и «Дока-пицца» и выпускал лицензии десятками. Но компании ушли с рынка из-за низкого качества продуктов и сервиса. Чтобы избежать этого, нужна детальная стандартизация бизнес-процессов и параметров. От выбора помещения до различных ситуаций в период ведения операционной деятельности.

С тех пор прошло уже 15 лет, и его примеру последовало более пяти с половиной тысяч предпринимателей, выбравших франчайзинг в качестве основной модели бизнеса. Кстати, далеко не все из них работают под брэндами иностранных компаний, ведь в России на сегодняшний день развивают свои сети более ста компаний-франчайзеров [18].

В России франчайзинг укоренился в начале 90-х гг., прежде всего, благодаря иностранным компаниям. Если в то время на российском рынке присутствовали только зарубежные бренды, то в настоящее время российские бренды постепенно начинают превалировать. В будущем, по словам Александра Майлера, президента Российской Ассоциации Франчайзинга, отечественные франчайзеры должны занять 70 % рынка.

Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.

В результате анализа действующих на российском рынке товаров и услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви «Эконика» в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме-франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.

Наиболее высокий рост франчайзинговых сетей наметился в сфере розничной торговли (продукты питания - «Копейка», «Пятерочка», «Квартал Виктория» и др., одежда — «Sela», «Джинсовая симфония», обувь - «Эконика», «Монарх») и быстрого питания («Елки-палки», «Сбарро», Subway и др.). В сфере услуг франчайзинг развивается менее активно, однако и здесь есть свои лидеры, например «1С».

Пример франчайзинга российского происхождения в сфере услуг - компания «F1», являющаяся франчайзи «1С». Надо отметить, что у этой московской фирмы по России более 2 тыс франчайзи, а в Новосибирске - 15, но «F1» самая крупная из них, компания продает около 50 пакетов «1С» стоимостью от 70 до 3 тыс. долл. США, а также занимается установкой и программным обслуживанием - к этому ее обязывает договор с франчайзером. Согласно ему франчайзи также ведут утвержденную брендодержателем политику на местном рынке: например, устанавливается единая цена на продукт в регионе.

В качестве наиболее популярных франчайзинговых проектов можно привести проект ТД «Копейка», одной из самых быстрорастущих сетей формата «дискаунтер» в России. Операции сети распространяются на 26 регионов РФ. По данным на начало 2008 г. число магазинов выросло на 178 % и составляет 328. Из них 276 - собственные, 52 действуют по программе франчайзинга.

По предварительным данным, выручка ОАО Торговый дом «Копейка» составила 980 млн. долл. США, что на 70,5 % превышает данные 2006 г.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5