Методы отбора неплатежеспособных предприятий, и предоставление финансовой поддержке государства

- разрешение на консервацию неиспользуемого в производственном процессе имущества с выведением его из-под обложения соответствующим налогом, а также освобождение от арендной платы за используемые участки земли;

- определение согласованных с государственными внебюджетными фондами, налоговыми и финансовыми органами принципов и подходов к погашению задолженностей перед ними;

- предоставление инвестиций, направленных на развитие сферы НИОКР, а также на решение задач по подготовке и переподготовке кадров;

- адресная поддержка отдельных предприятий, способных при определенных условиях стабилизировать экономическое положение, осуществлять расчеты с бюджетом;

- введение ускоренной амортизации и государственная поддержка новейшей техникой и технологиями;

- предоставление государственных гарантий инвесторам.

Помимо перспективных предприятий, в четвертую группу также входят предприятия, которые:

- выполняют заказы, связанные с международными обязательствами государства;

- поддерживают обороноспособность страны;

- выступают структурообразующими элементами промышленного комплекса региона, которые формируют значительную долю доходной части бюджета;

- являются источником валютных поступлений; имеют жизненно важные для государства (региона) элементы инфраструктуры, обеспечивают определенный уровень занятости в трудоизбыточных работах[14].

На сегодняшний день становится наиболее актуальной проблема признания банкротами градообразующих предприятий. Так как градообразующими признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, значимость этой проблемы связана, во-первых, с тем, что предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей, в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики.

При этом многие градообразующие предприятия действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации, что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики. С этой точки зрения логично было бы признать целесообразность объявления банкротами и ликвидации предприятий, не способных рентабельно функционировать. Но, с другой стороны, нецелесообразно производить банкротство градообразующих предприятий, так как на первый план в случаях банкротства градообразующих неплатежеспособных предприятий выходит социальная проблема, вызванная тем, что от деятельности такого предприятия может зависеть жизнедеятельность целого населенного пункта или значительной его части. На практике банкротство градообразующего предприятия приводит, с одной стороны, к принудительному высвобождению большого количества жителей населенного пункта, задействованных на данном предприятии, а, с другой стороны, к состоянию фактического банкротства местного муниципалитета, из-за резкого сокращения поступлений налогов и платежей в бюджет.

Кроме того, поддержка неплатежеспособных градообразующих предприятий позволит, получая мультипликационный эффект, восстановить платежеспособность нескольких десятков предприятий так например, в г. Москве правительство уже в течение нескольких лет целенаправленно оказывает помощь таким градообразующим предприятиям, как АМО «ЗИЛ» и ОАО «Москвич». И возрождение этих предприятий повлекло за собой развитие и дальнейший рост предприятий-смежников, которые являются поставщиками продукции для вышеназванных предприятий.

Социальными условиями могут являться мероприятия по трудоустройству работников должника, созданию новых рабочих мест, переобучению персонала, повышению квалификации работников. Все эти меры должны быть направлены на то, чтобы работники градообразующего должника смогли существовать как в случае ликвидации предприятия, так и в случае его существенного перепрофилирования.

Одним из возможных и в некоторых случаях необходимых шагов для нормализации ситуации на градообразующем, а также на перспективном предприятии может спать реструктуризация собственности. Речь идет об организации дополнительной эмиссии акций или иных ценных бумаг предприятия и об использовании вырученных от их продажи средств или самих ценных бумаг для погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. Реально это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собственности в капитале предприятия.

Кроме того, возврат предприятий под контроль федеральных или местных органов власти может быть обеспечен в ходе санации временно неплатежеспособных, но перспективных пред приятии, имеющих большую задолженность перед бюджетом при переводе предприятия в результате банкротства под контроль федеральных (субъектов Федерации) органов власти не возникает каких-либо обязательств перед бывшими собственниками, а лишь перед его кредиторами, причем не в полном размере. Погашение части обязательств может быть осуществлено путем зачета долгов самих кредиторов перед бюджетом.

Перейти на страницу: 1 2 3