Особенности движения финансовых ресурсов в туристской сфере

Структура активов туристской фирмы была приведена в таблице 1, из которой следует незначительная доля основных фондов (материально-технической базы) в активах туристской фирмы. [2]

Для туристской фирмы характерна так же особая структура финансовых ресурсов (таблица 1):

Таблица 1

Показатели

Турагенты

Туроператоры

Собственные средства

18

35

Заемные средства

-

-

Привлеченные средства

кредиторская задолженность

авансы покупателей

резерв постоянных расходов и платежей

82

70

5

7

65

50

9

6

Итого

100

100

Из приведенной таблицы следует, что основой финансирования туристской (турагентской и туроператорской) деятельности является кредиторская задолженность. При этом не характерно финансирование туристской деятельности за счет кредитования банками. Это приводит к ряду особенностей финансового кругооборота на туристском рынке (рис. 1):

поток денег;

поток кредиторской задолженности;

поток дебиторской задолженности.

Рисунок 1. Финансовый кругооборот на туристском рынке

Кругооборот оборотных средств в туризме можно представить схемой [3].

Приведенная схема показывает, что турист платит деньги за то, что он видит и что его впечатляет (интересные явления природы, памятники истории и культуры, архитектурные памятники и т.п.). В создание объектов туристского показа туристская фирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит туристской фирме денежный доход. Фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов.

Рисунок 1. Кругооборот оборотных средств в туризме где

Д - денежные средства, авансированные туристской фирмой на организацию тура, то есть на создание туристского продукта;

Т - материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско-сувенирного назначения;

В - туристские впечатления;

Д - денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающие добавленную стоимость.