Управление финансовыми ресурсами на предприятии

* Комекбаева Л.С. Управление финансовыми потоками предприятия: Учебное пособие 2004

Для выявления частных проблем и их причин, связанных с управлением финансовыми потоками, на предприятии необходимо проводить специальное диагностическое исследование. Приведем несколько типичных ситуаций, которые отражают степень эффективности решения задачи управления финансовыми потоками предприятия:

1. На предприятии отсутствует планирование, как поступлений, так и платежей. Работа ведется по методу "затыкания дыр", руководство принимает решение о распределении имеющихся денежных ресурсов на основе субъективного взгляда на приоритетность платежей. Это часто приводит к неэффективному распределению средств;

2. На предприятии осуществляются ведение платежных календарей, планов по платежам, ежедневное распределение поступающих финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными приоритетами. Планирование поступлений возможно лишь частично в связи с неэффективной работой служб маркетинга и сбыта, дефицитом информации, отсутствием четких регламентов планирования. Предприятие постоянно испытывает дефицит денежных средств;

3. Проводится планирование поступлений денежных средств и первоочередных платежей, а также бюджетов подразделений. Это позволяет более обоснованно распределять средства, проводить анализ выполнения бюджетов подразделений;

4. На предприятии освоено комплексное финансовое планирование: рассчитываются планы движения денежных средств по подразделениям, проектам, консолидированные планы по предприятию в целом, планы по прибылям и убыткам, плановый баланс. Проводится анализ "план/факт", принимаются корректирующие решения. Это наиболее эффективный способ управления финансовыми ресурсами, обеспечивающий финансирование наиболее эффективных, жизненно важных направлений деятельности предприятия.

Проблема эффективного управления финансовыми потоками тесно связана с еще с одной проблемой - составлением финансового плана, бюджетированием.

Форма и содержание финансового плана (бюджета) могут существенно различаться в зависимости от специфики предприятия и задач управления. На многих предприятиях под комплексным финансовым планом понимаются, прежде всего, план производства и ряд бюджетов (подразделений, цехов), обеспечивающих его выполнение. В такой план включают планы по выручке (с разделением на деньги и бартер), отчет о финансовых результатах, расчеты по налогам и пр. Как правило, планы движения денежных средств и отчет о прибыли даются в укрупненном виде, а плановый баланс не рассчитывается. У таких финансовых планов имеется целый ряд недостатков, к ним, как правило, относятся:

- слабая связь с маркетингом, отсутствие плана продаж (с детализацией хотя бы по месяцам);

- отсутствие многих необходимых планов, например, плана движения товарно-материальных ресурсов;

- отсутствие возможности видеть денежные и материальные потоки в динамике, выявлять плановые периоды дефицита этих потоков, принимать решения по обеспечению реализуемости планов;

- отсутствие планового баланса предприятия;

- отсутствие расчетов эффективности деятельности подразделений и предприятия в целом (например, рентабельность оборотного капитала).

При формировании комплексного финансового плана финансовая служба предприятия сталкивается с целым рядом проблем. Это и отсутствие четкой схемы (процедуры) планирования, "непрозрачность" форм планов для руководства предприятия, нечетко определенное взаимодействие подразделений, незаинтересованность сотрудников и т.д. А ведь именно комплексный финансовый план должен дать руководству предприятия реальную картину бизнеса и обеспечить принятие своевременных управленческих решений.

Неудивительно, что вопрос бюджетирования занимает в ряду наиболее важных проблем одно из первых мест. Заметим, что задача планирования и управления финансовыми потоками решается как одна из подзадач в процессе формирования финансового плана. После того как финансовый план предприятия сформирован, проанализирован и утвержден к исполнению, необходимо обеспечить оперативный контроль его выполнения и принятие решений по его корректировке.

Выход из кризисного состояния требует ряда мер, таких как формирование стратегии предприятия, освоение системы маркетинга, пересмотр ассортиментной и ценовой политики, увеличение сбыта, анализ и сокращение затрат, проверка эффективности и выбор наиболее выгодных схем бартерных расчетов, управление финансовыми потоками, бюджетирование.

Задача разработки финансово-экономической стратегии стоит не на первом месте, и это говорит о существенной недооценке ее важности руководителями предприятий. А причинами тому являются непонимание сути стратегии и ее роли в управлении предприятием, отсутствие методики формирования и осуществления стратегии, дефицит времени и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3