Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ

Об этом свидетельствует и статистика деятельности Счетной палаты РФ. Так всего за 1995-2004 годы Счетная палата РФ провела 3857 контрольных мероприятий (для сравнения в 1996 году - 276, в 2004 году - 487), которыми было охвачено 16815 объектов. В 1995-2004 годах было проведено 415 заседаний Коллегии Счетной палаты РФ, рассмотрено 5787 вопросов, в том числе 2941 - по результатам контрольных мероприятий (для сравнения в 1995 году - 46, в 2004 - 357). К 2004 году контрольно-ревизионная деятельность являлась основным видом деятельности Счетной палаты РФ. Она осуществлялась по всем направлениям, возглавляемым аудиторами Счетной палаты РФ, в соответствии с планом работы, утверждаемым Коллегией Счетной палаты РФ. По результатам контрольных мероприятий в 1995-2004 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям около 5300 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 714 материалов было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, возбуждено 702 уголовных дела. Приведенные данные показывают не только динамику роста значимости контрольных мероприятий в работе Счетной палаты РФ, но и свидетельствуют о качестве их проведения, так как полнота картины выявленных нарушений позволила практически по всем фактам нарушений возбудить уголовные дела. Кроме того, выявленный при этом ущерб, нанесенный федеральному бюджету, составил (в эквивалентном измерении) 905,61 млрд. рублей (в 1996 году - 44,09 млрд. рублей, в 2004 - 116,0 млрд. рублей). За десять лет государству возвращено 66,19 млрд. рублей, из них в 2004 году - 20,0 млрд. рублей. Таким образом, контрольно-ревизионная деятельность является не только самой часто осуществляемой, но и наиболее «полезной» для государства в целом.

Сущность и методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счетной палатой РФ

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.[24] Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной Палаты РФ на проведение контрольный мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексе РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот, в том числе и физическим лицам. В связи с этим неясным остается вопрос: может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя, в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот? Скорее всего, может, однако только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот. Последнее в равной степени относится и к юридическим лицам. Конституционный Суд РФ указал, что «в том случае, когда контрольные полномочия государственных органов выходят за рамки предоставленных им полномочий, осуществляемый контроль превращается в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо; превышение должностными лицами органов государства своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства.[25]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9