Реализация налоговой политики Республики Казахстан

Таблица

4

- Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге

Наименование

2005

Уд.вес, %

2006

Уд.вес, %

Темпы роста 2006г. к 2005г., %

Налоговые поступления

1 561,9

100,0

1 667,8

100,0

106,8

Корпоративный

подоходный налог

834,3

53,4

776,6

46,6

93,1

Налог

на добавленную стоимость

343,9

22,0

489,6

29,4

142,4

Акцизы

10,1

0,6

15,8

0,9

156,4

Поступления за использование природных и других ресурсов

304,2

19,5

267,4

16,0

87,9

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

0,6

0,1

0,8

0,1

133,3

Таможенные платежи

53,1

3,4

98,4

5,9

185,3

Другие налоги и платежи

15,7

1,0

19,2

1,1

122,3

Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]

В 2006 году не обеспечено выполнение плановых показателей по специфике «Прочие налоги» на сумму 18,7 млн. тенге: в республиканский бюджет поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от планового показателя.

Анализ уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет за 2006 год по налогоплательщикам, подлежащим республиканскому мониторингу, показывает, что коэффициент налоговой нагрузки в среднем для предприятий, добывающих сырую нефть и природный газ, по оперативным данным, составил 31,3%, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю нефтепродуктами, - 6,5 процента. По оперативным данным Налогового комитета, в ТОО «Север-ойл» коэффициент налоговой нагрузки составил 0,3%, а в ТОО «Гелиос» – 1,7 процента. Налоговая нагрузка банков второго уровня составила в среднем 6,6%, а страховых и аудиторских компаний – 26,4 процента. При этом Налоговым комитетом и его территориальными подразделениями во многих случаях осуществлялись проверки в хозяйствующих субъектах, по которым налоговые нагрузки составляли ниже 10 процентов, а банки второго уровня в отчетном году не проверялись.

В 2006 году по итогам 45 071 проверки дополнительно начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд. тенге, или 13 процентов. Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых наибольшее количество приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область – 566, Костанайскую область – 542.

Центральным аппаратом Налогового комитета в 2006 году проведено пять проверок из восьми, предусмотренных планом. Дополнительно начислено налогов и платежей в бюджет на сумму 309,7 млн. тенге, из которых взыскано 24,0 млн. тенге, или только 7,7 процента.

Показатели взыскания в бюджет дополнительно начисленных налогов и платежей по отдельным хозяйствующим субъектам еще ниже. В частности, по результатам налоговой проверки в ЗАО НК «Казахстан Темир Жолы» в 2004 году дополнительно начислено налогов и платежей на сумму 30,7 млрд. тенге. После рассмотрения жалобы Налоговый комитет отменил обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки и направил уведомление о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей на сумму 8,5 млрд. тенге. По итогам рассмотрения результатов этой проверки в суде, сумма дополнительно начисленных налогов и платежей уменьшилась до 1,7 млрд. тенге, или 5,5% от первоначальной суммы. Аналогичная картина наблюдалась и по другим проверкам.

С вступлением в силу Налогового кодекса значительно сократился удельный вес взысканных сумм от дополнительно начисленных налогов и платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0% в 2006 году.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5