Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ

По мнению некоторых ученых, формирование эффективной модели бюджетного федерализма базируется на трех принципах:

1) разграничение бюджетной ответственности и полномочий по расходам между всеми уровнями власти;

2) наделение каждого уровня власти источниками доходов, достаточных для реализации установленных расходных полномочий;

3) применение на основе объективных критериев механизма трансфертов, который обеспечивает сглаживание дисбаланса «доходы-расходы» с целью достижения определенных стандартов в государственных услугах на всей территории страны.

Межбюджетные отношения – это отношения бюджетного федерализма между различными уровнями власти при организации и осуществлении бюджетного процесса.

Для определения места и роли межбюджетных отношений в бюджетном процессе, необходимо их функционально классифицировать по порядку движения денежных средств по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса.

Классификация по порядку движения денежных средств выделяют:

1. По времени действия:

- постоянные межбюджетные отношения регулируются законодательными актами, которые регламентируют разграничение видов расходов и доходов между уровнями бюджетной системы на постоянной основе. Примером могут стать на федеральном уровне таможенные пошлины, на региональном уровне – транспортный налог, на местном уровне налог на имущество физических лиц;

- временные межбюджетные отношения ежегодно устанавливаются законами или решениями о бюджете, определяющими нормативы отчислений по уровням бюджетов по конкретным налогам и направлению расходов.

2. По типу распределения бюджетных средств:

- горизонтальный тип, при котором межбюджетные отношения осуществляются при распределении средств через фонды, образуемые в бюджетах вышестоящего уровня, и направлении их в бюджеты нижестоящего уровня;

- межбюджетные отношения по вертикальному типу осуществляются при установлении доходов по уровням бюджетной системы, как на долгосрочной, так и на временной основе.

3. По целям движения бюджетных средств с одного уровня бюджетной системы на другой, то есть направление денежных средств носит целевой характер.

Классификация по периоду планирования бюджета выражается в разграничении видов доходов и расходов между уровнями бюджетной системы в законодательных и нормативных актах.

Классификация межбюджетных отношений по периоду исполнения бюджета выражается в перечислении и получении денежных средств из одного уровня бюджета в другой.

Классификация по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса выделяет:

1) по этапам реализации бюджетного процесса;

2) по этапам управления бюджетным процессом, то есть мониторинг результативности и аудит.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1. Принцип субсидиарности определяет основы вертикального распределения полномочий и позволяет более эффективно использовать средства и ресурсы, дает возможность выборным органам уровней выполнять свои полномочия в тесном контакте с населением, с полным пониманием его потребностей, обладая необходимой самостоятельностью принятии решений в рамках федерального законодательства. [Дементьев

Перейти на страницу: 1 2 3 4