Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций

В странах с развитой рыночной экономикой в 1990-е горы наибольшее воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывают интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение применения компьютерной техники.

Осуществление деловых операций в глобальном масштабе облегчает условия воспроизводства корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и т.д.

Конечно, всегда будут функционировать предприятия, ориентированные только на национальные рынки, но предпринимателям следует иметь в виду, что наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те предприятия, которые строят свой бизнес в глобальном масштабе.

В 1990-х гг. произошло дальнейшее развитие компьютерной и телекоммуникационной технологий, резко изменяющее процесс принятия финансовых решений. Головные компании снабжены системой персональных компьютеров, связанных с локальной сетью, с компьютерами поставщиков и потребителей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмениваться интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения.

Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных пассивов и активов корпораций.

Важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.

1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т. е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.

2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования - за счет кредитов банков или путем выпуска собственных акций и облигаций; в случае банковского кредита - долгосрочный или краткосрочный.

3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами. Например, решения в областях маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.

Структура финансовых управлений национальных и транснациональных корпораций имеет организационно-правовую форму акционерных обществ. Так, финансовое управление американской корпорации «Дюпон» включает девять отделов и 29 секторов. Главный менеджер по финансовым вопросам является вице-президентом корпорации и непосредственно подотчетен ее президенту. Ему подчинены главный казначей и главный финансовый контролер корпорации.

Традиционные функции главного казначея состоят в следующем: планирование финансовых ресурсов корпорации исходя из текущих и новых операций, финансирование этих операций, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам,- управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала фирмы, т.е. соотношения основного и оборотного капитала, собственных и привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата управленческого персонала, а также формирование и использование пенсионного и резервных фондов.

К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках, отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы налогового обложения и информацию, предоставляемую государственным органам.

Вице-президент по финансам с другими членами совета директоров корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы деятельности корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включая производимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень заработной платы, займовую политику, проведение политики в области дивидендов по акциям.

Перейти на страницу: 1 2