Приоритеты социальной сферы и неопределенность социальной концепции федерального бюджета 2006 года

26 августа текущего года правительство Российской Федерации на основе положений ежегодного Послания президента РФ Федеральному собранию подготовило и внесло в установленном порядке в парламент проект федерального бюджета на 2006 г.

5 сентября 2005 г. президент Российской Федерации на встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета обсудил вопрос «создания новых механизмов» для повышения качества жизни граждан России.

Сформулированные на этой встрече президентом России цели позволяют по-новому оценить как бюджет на 2006 г., так и в целом перспективы социальной политики на среднесрочный период.

Приоритеты социальной сферы и неопределенность социальной концепции федерального бюджета 2006 г.

Как показывает мировой опыт, стратегические приоритеты государства в социальной сфере находят свое финансовое и во многом идеологическое воплощение в государственном бюджете. Анализ государственных бюджетов стран с развитой социальной составляющей позволяет получить ответ не только на вопрос о модели реализации приоритетов государства в социальной сфере, но и намеченных промежуточных результатах, а также о долгосрочных целях социальной политики.

Бюджеты современной России, как прошлых лет, так и на 2006 г., не позволяют получить однозначный ответ на вопрос, какая модель участия государства в социальной сфере реализуется в России и существует ли такая модель в принципе.

Главная причина, на наш взгляд, следующая. До настоящего времени в Российской Федерации концептуально не решен вопрос о переделе вариативности трактовок конституционных социальных гарантий. С 1993 г. и по настоящее время обществу были предложены различные подходы государства к реализации социальных гарантий, базирующиеся на законодательстве, которое признается не противоречащим Конституции России.