Налоговая система России: ее достоинства и недостатки

Анализ приведенных в таблице 4 данных позволяет сделать следующие выводы:

- доля налоговых доходов бюджетной системы составляет 92,7%;

- уровень налогового бремени превышает 33,4%;

- доля прямых налогов доходит до 60%, косвенных – 40%;

- около 90% налогов и сборов поступает от организаций и чуть более 10% - от физических лиц;

- на долю федеральных приходится 94% налоговых поступлений и лишь 6% обеспечивается за счет региональных и местных налогов.

Таблица 4. Структура налоговых поступлений в бюджетную систему России (2003 г.)

Доходы

Сумма, млрд. руб.

% к итогу

1. Налоговые доходы, всего

в том числе

4335,4

100,0

а) по прилагаемости налогов

- прямые

- косвенные

2593,0

1741,5

59,6

40,2

б) по статусу налогов

- федеральные

- региональные

- местные

4073,0

209,4

53,2

94,0

4,8

1,2

в) по субъекту – плательщику

- платежи от организаций

- платежи от физических лиц

3876,4

459,0

89,4

10,6

2. Неналоговые доходы - всего

333,5

7,1

3. Доходы целевых бюджетных фондов

92,7

0,2

4. Итого доходов

4811,9

100,0

Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру плательщиков. Уровень собираемости конкретного налога (УСН) рассчитывается путем деления фактических поступлений по нему в бюджетную систему на сумму этих поступлений и недоимки по данному налогу:

(2)

где ПН – поступления по налогу за отчетный год;

НН – недоимки по налогу за отчетный год

После августовского (1998 г.) кризиса финансовой системы России уровень собираемости налогов стал возрастать и достиг 98% по налогу на добычу полезных ископаемых, 97% - по налогу на прибыль; 93% - по НДС.

Вместе с тем следует отметить и недостатки налоговой системы России. Прежде всего она остается громоздкой. В России, как уже отмечалось, выше чем где бы то ни было налоги на потребление (косвенные налоги). Между тем НДС взимается по закону в размере 15% от вновь созданной стоимости (V+M), реально же его исчисляют от стоимости продукции (С+V+M), так что он значительно выше. Нигде кроме России нет аккордных налогов: на содержание жилищного фонда, милиции, на уборку территорий и т.д. Выплачиваются они независимо от доходов предприятий и забирают до 6% доходов. В целом российские предприятия выплачивают до 85% своей прибыли [1]. Отсюда видно, что российская налоговая система в стремлении пополнить бюджет государства не стимулирует развитие производства. Кроме того, она перегружена недостатками законодательного, экономического и организационного порядка. Следовательно, назрела крайняя необходимость ее скорейшего реформирования в интересах обеспечения устойчивого экономического роста в стране.

Перейти на страницу: 1 2 3