Минимизация налогов с помощью субвенций

Суть данной системы заключается в следующем. Предприятие регистрируется в регионе, где предоставляются субвенции, и платит налоги в бюджет в полном объеме.

Одновременно власти регионов предоставляют фирме субвенцию на определенные цели. При этом цели сформулированы настолько расплывчато, что это позволяет предприятию расходовать бюджетные средства на свои цели. Так, в Типовом соглашении о предоставлении и порядке использования субвенции, предоставляемой юридическому лицу за счет средств бюджета Ростовского муниципального округа, сказано следующее. "Администрация предоставляет Получателю субвенции бюджетные средства на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а именно - расходов на капитальные вложения в основные фонды и пополнение оборотных средств, а также иных расходов, направленных на развитие бизнеса".

Получая такие субвенции, фирма фактически возвращает из бюджета часть уплаченных налогов. А именно:

- 80 процентов от уплаченного в местный и областной бюджеты налога на прибыль;

- 90 процентов от уплаченного в местный бюджет налога на имущество;

- 60 процентов от уплаченного в областной бюджет акциза на нефтепродукты;

- 50 процентов от уплаченного в местный бюджет налога на доходы физических лиц.

┌───────────────────┐ ┌─────────────┐

│ │ Уплата налогов в │ │

│ ├────────── полном объеме ──────────_─┤ │

│Фирма, желающая сэ-│ │Местый бюджет│

│кономить на налогах│ │ │

│ │ Возврат части налогов │ │

│ ├─_─────── в виде субвенций ──────────┤ │

└───────────────────┘ └─────────────┘

Данная схема появилась из-за того, что законодатели еще в 2005 году запретили местным властям предоставлять массовые налоговые льготы. Поэтому в ряде российских регионов была предпринята попытка облегчить налоговое бремя с помощью системы субвенций.

Например, соответствующие законы приняты в Ленинградской, Самарской, Ярославской областях. И даже в нескольких городах (Угличе, Ростове, Некоузе, Гаврилов-Яме, Рыбинске) появились местные нормы, аналогичные областному закону "О стимулировании экономического развития Ярославской области".

Недостатков у схемы достаточно.

Главный из них в том, что региональное законодательство о субвенциях нарушает некоторые нормы бюджетного законодательства. И уже с лета 2006 года данная схема является объектом пристального контроля со стороны прокуратуры и Счетной палаты России.

Еще один недостаток - компании необходимо зарегистрироваться именно в том регионе, где такие субвенции предоставляются. Соответственно и вести деятельность надо в этом же субъекте. И при проверке налоговые органы обращают внимание на этот аспект.

Кроме того, недостатком является и то, что средства, полученные в рамках целевого финансирования, не подлежат налогообложению только в случае их целевого использования. Иначе получение субвенции будет признано незаконным.