Актуальные проблемы управления финансами и рисками в лизинговых компаниях

Прежде всего, по сравнению с другими финансовыми институтами у лизинговой компании (по крайней мере теоретически) есть очень важное преимущество, которое заключается в том, что лизинговая компания является собственником предмета лизинга, за пользование и владение которым обязан платить клиент.

Однако для того, чтобы право собственности можно было рассматривать как реальное преимущество, необходимо также, чтобы предмет лизинга обладал определенной "ценностью" для клиента и у лизинговой компании была бы реальная возможность изъять предмет лизинга в случае необходимости.

Очень важным, можно сказать первостепенным, является качество предмета лизинга, а если быть более точным, его "ценность" для клиента.

Чем меньше "ценность" для клиента, тем больше приходится уповать на его этико-моральные качества и финансовое благополучие.

Можно сказать, что "ценность" определяется легкостью, с которой клиент готов отказаться от предмета лизинга и, соответственно, от наших услуг.

Чем сложнее и труднее клиенту отказаться от нашего основного средства, тем ценнее это средство для клиента.

Какие факторы, кроме этико-моральных, могут повысить ценность объекта в глазах клиента?

1. Рыночная стоимость данного предмета лизинга по сравнению с его остаточной стоимостью по графику лизинговых платежей.

Чем больше рыночная стоимость превышает остаточную стоимость по графику лизинговых платежей, тем более ценно основное средство для клиента.

Причина проста: клиент в большинстве случаев не захочет терять деньги, которые легко заработать. Отказываясь от лизингового оборудования, клиент потеряет разницу, которую получил бы, продав это оборудование по рыночной стоимости и предварительно оплатив лизинговой компании остаточную стоимость.

Разумеется, такой вариант возможен только в случае существования вторичного рынка для этого предмета лизинга.

2. Важность предмета лизинга для деятельности клиента.

Основное средство важно для клиента, если без этого основного средства у клиента возникнут серьезные трудности, вплоть до невозможности продолжать существующую деятельность.

На первый взгляд может показаться, что к этой категории относится любое промышленное оборудование, однако это не так.

Любое промышленное оборудование может быть определено в одну из следующих трех групп.

1. Оборудование, являющееся частью нового проекта в новой для компании области деятельности. Важность основного средства для клиента в этом случае минимальна, так как она зависит от множества факторов, связанных с реализацией проекта.

В большинстве случаев такие проекты рассматриваются компанией как инвестиционные и до самого последнего момента могут быть остановлены или изменены. Компания может очень легко отказаться от вашего основного средства либо заменить его на купленное у вашего соседа.

Зачастую клиенты до конца не обдумывают все варианты возможных инвестиций, не анализируют все риски. Даже на финальных этапах проекта клиент может решить, что что-то должно быть сделано по-другому.

Кроме того, лизинговые компании по оборудованию часто не устанавливают аванс либо делают его минимальным, тем самым облегчая клиенту принятие решения об отказе от проекта или же только от лизингового оборудования.

2. Основное средство, участвующее в оптимизации производства продукции и (или) повышении эффективности производства продукции.

Важность предмета лизинга для клиента - средняя.

Компания может выжить и без этого основного средства, но, владея и пользуясь им, она может увеличить объем выручки и (или) поднять рентабельность. В большинстве случаев ценность такого типа основных средств существенно падает в периоды кризиса, экономического спада, финансовых проблем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5