Бюджетное планирование в России

В динамике последних лет российская практика бюджетного планирования заметно стабилизируется, хотя по-прежнему точное исполнение утвержденного бюджетного плана для страны является проблематичным. Бывает, что к концу года фактические расходы превышают плановые, а доходы наоборот: оказываются ниже плановых. Нередки случаи, когда для бюджета возникает необходимость неоднократных корректировок. Может происходить перераспределение резервов с тем, чтобы обеспечить ресурсами иные, чем предусмотрено, направления деятельности.

С укреплением рыночного потенциала закономерно уменьшается доля государственной поддержки отраслей экономики. Так, в России заметно снижаются расходы на промышленность, энергетику и строительство (с 1,82% в 1997 г. до 0,56% ВВП в 2001 г.), уменьшается государственная поддержка и сельского хозяйства из средств бюджета. Однако в обществе всегда остаются виды деятельности, требующие государственной поддержки: научные исследования, культура, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение и некоторые другие. В бюджетном планировании заметнее стала проявляться тенденция к оптимизации расходной части бюджета путем снижения федерального влияния при усилении регионального (местного) влияния и частного предпринимательства.

Таким образом, составление и исполнение бюджетного плана является частью финансово-бюджетного регулирования страны. Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев.

Ø Планирование бюджета определяет процесс обоснованного формирования и использования денежных средств государства.

Ø Бюджет страны характеризует его масштаб и структура.

Ø Бюджетный план является средством воздействия государства на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов.

Перейти на страницу: 1 2