Совершенствование налоговой политики государства, перспективы развития налоговой системы

Проектом Основных направлений бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2009—2010 гг. предусмотрено, в перспективе, принятие ряда мер по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. При этом принято решение о целесообразности рассмотрения в 2009—2010 гг. вопроса об отмене:

- местных целевых сборов, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после налогообложения;

- сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

- местных налогов - налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги;

- налога на доходы от операций с ценными бумагами.

По предварительной оценке только принятие мер по упрощению налоговой системы, предусмотренных проектом к реализации в 2009-2010 гг., позволит оставить в распоряжении субъектов хозяйствования денежные средства на сумму 2,9 трлн руб., или 2,4 % к ВВП. Более радикальные меры по совершенствованию налогообложения уже с 2009 г., а также завершение в 2010 г. реформирования налоговой системы будут реализованы путем принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. Введение Общей части и разработка специальных частей Налогового кодекса Республики Беларусь вызваны, прежде всего, необходимостью создания систематизированного законодательного акта, который бы обеспечил комплексный подход к упорядочению норм и положений, обеспечивающих процесс налогообложения, исходя из направлений социально-экономического развития страны.

ПРОЕКТОМ бюджета-2010 предусмотрено увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как подчеркнул министр финансов, это не приведет к ухудшению финансового состояния предприятий. Даже с учетом увеличения ставки НДС в распоряжении предприятий останется около 900 млрд. руб. Это произойдет за счет отмены сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога с продаж товаров в розничной торговле. Вместе с тем министр признает, что повышение ставки НДС может привести к необходимости поиска дополнительных оборотных средств отдельными предприятиями. Кроме того, Минфином в ходе анализа было выявлено несколько групп предприятий, на которые решение по увеличению НДС оказывает разное влияние.

Первая группа - экспортеры. Для них это решение наиболее эффективно. Они имеют нулевую ставку по этому налогу.

Вторая группа - предприятия, которые раньше имели льготы по уплате сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и фактически этот налог не уплачивали. Для них решение об отмене этого сбора не добавляет ресурсов. Для таких предприятий возникает проблема с пополнением оборотных средств. Поэтому, помимо сокращения срока возврата НДС, предлагается реализовать механизм рассрочки уплаты суммы повышенной ставки. В течение двух месяцев с момента возникновения потребности в таких ресурсах им будет предоставлена отсрочка и в течение четырех последующих месяцев - беспроцентная рассрочка платежа равными частями.

Третья группа - предприятия, которые имеют очень высокую долю добавленной стоимости (парикмахерские, прачечные, химчистки и др.). Речь идет о небольшом бизнесе. Однако, предполагается освободить такие предприятия от уплаты НДС. [18]

Проект Особенной части Налогового кодекса предусматривает отмену с 1 января 2010 года сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местного налога с продаж товаров в розничной торговле, налога на приобретение автотранспортных средств, местных сборов с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. При реализации запланированных мероприятий налоговая нагрузка снизится на 4,7 процентных пункта, что значительно превосходит параметры, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Налоговая система Республики Беларусь полна проблем, которые требуют решения. В настоящее время проводится ее реформирование, однако это дело не одного дня, недели и даже месяца. На подобное реформирование порой уходят годы. Но проводить его необходимо, что сейчас в нашем государстве и осуществляется.

Перейти на страницу: 1 2