Предоставление стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов

В-третьих, следует вернуться к порядку представления льгот, который действовал до 2001 г., для граждан, осуществляющих новое строительство жилого дома или доли (долей) в нем, поскольку налогоплательщики могут воспользоваться льготой только после оформления права собственности на жилой дом, что может растянуться на годы, а при наличии стабильной инфляции это скажется негативно на экономическом эффекте от получения данной льготы.

В-четвертых, предложенная законодателем возможность с 2005 г. получения льготы у работодателя (налогового агента) носит громоздкий характер, т.к. не позволяет ее представлять без предварительного рассмотрения документов налоговым органом. По мнению автора, данные положения следует заменить прежним порядком (действовавшим до 2001 г.) представления вычета у работодателя (налогового агента). Это, с одной стороны, даст возможность сохранить контроль налоговых органов за представлением налоговых вычетов за счет имеющейся информации, поступающей ежегодно от налоговых агентов по форме 2-НДФЛ, а, с другой стороны, позволит уменьшить контакты работников налоговых органов с налогоплательщиками, что положительно скажется на улучшении налогового администрирования.

Существенные дополнения и изменения были также внесены в пп.1 п.1 ст.220 НК РФ в части предоставления имущественных налоговых вычетов при продаже имущества. Данные вычеты предоставляются в зависимости от вида имущества и срока его нахождения в собственности физического лица, либо исключаются по выбору налогоплательщика на основании документально подтвержденных расходов. Вместе с тем, и эта льгота, по нашему мнению, имеет ряд существенных недоработок. В частности, не взирая на значительный рост стоимости недвижимого имущества, размер имущественного налогового вычета также на протяжении четырех лет не менялся. Данное ограничение, с одной стороны, становится барьером для легализации доходов физических лиц, а, с другой стороны, не позволяет раскрыть действительную рыночную стоимость жилья, как основу формирования налоговой базы имущественных налогов.

Таким образом, при разработке направлений реформирования налоговой политики и построении налоговой системы в нашей стране зачастую нарушаются основные принципы налогообложения, не используются в полной мере инструменты определения экономически обоснованных размеров налоговых льгот, недооценивается социально-ориентированная роль налогов с населения, занимающих в отличие от России, ведущее место в бюджетах развитых зарубежных стран. Следствием подобного подхода является противопоставление интересов налогоплательщиков и государства, подрыв идеи социального партнерства.

Перейти на страницу: 1 2 3