Нормативная база для применения УСНО

Концепция главы 26.2 части второй НК РФ направлена на обеспечение реализации государственной политики по совершенствованию системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства. Упрощённая система налогообложения может действовать одновременно с ЕНВД. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости ОС и НМА, установленные главой 26.2 НК РФ, по отношению к таким организациям и предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

С 2009 года субъекты Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (ст. 346.20 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу РФ, ставки могут колебаться в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Организации и индивидуальные предприниматели добровольно переходят к упрощенной системе налогообложения (далее в тексте УСНО) или возвращаются к общему режиму в порядке, предусмотренном НК РФ.

Переход на УСНО означает, что уплачивается единый налог, который предусматривает освобождение от обязанности по уплате нескольких налогов, взимаемых при общем режиме налогообложения.

Для юридических лиц уплата налога заменяет:

· налог на прибыль организаций.

· налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ.

· налог на имущество организаций.

· единый социальный налог.

Для индивидуальных предпринимателей уплата налога заменяет уплату:

· налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

· единого социального налога (с доходов, полученных от предпринимательства, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц);

· налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

· налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ.

Остальные налоги уплачиваются организациями и ИП в общем порядке наряду с взносами на обязательное пенсионное страхование.

Перейдя на УСНО, организации и индивидуальные предприниматели продолжают применять действующий порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Они по-прежнему в установленных случаях исполняют обязанности налоговых агентов.

Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, пожелавшие перейти на УСНО. Для этого организация должна соответствовать следующему критерию – по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на УСНО, ее доход не должен превышать 15 млн. руб. (без НДС). В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики вправе оставаться на УСНО до тех пор, пока их доходы по итогам отчетного (налогового) периода не превысят 20 млн. руб. Указанные величины предельного размера доходов подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России за предыдущий год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным правительством. Минфин России по этому вопросу придерживается следующей позиции: лимиты доходов следует умножать лишь на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития России на очередной календарный год. Коэффициент-дефлятор на 2009 год установлен в размере 1,538. В связи с этим предельная величина доходов, ограничивающая право на применение УСНО в 2009 году, составляет 30,76 млн. руб. Постановлением от 12.05.2009 № 12010/08 Президиум ВАС РФ разрешил перемножать все коэффициенты-дефляторы. Таким образом, предельный размер доходов, при котором налогоплательщики вправе применять УСНО в 2009 году, вместо 30,76 руб. стал равным 57 904 102,94 руб. (20 000 000 * 1,132 * 1,241 * 1,34 * 1,538). Лимит доходов по итогам девяти месяцев текущего года, при котором можно перейти на уплату упрощённой системы с 2010 года, составляет 43 428 077,21 руб. (15 000 000 * 1,132 * 1,241 * 1,34 *1,538). Федеральный закон от 19.07.2009 № 204-ФЗ повысил лимиты доходов с 2010 года. Величина доходов, при превышении которой теряется право на применение данного режима устанавливается в размере 60 млн. руб. и действует в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года. Лимит доходов организации для перехода на УСНО по итогам девяти месяцев составляет не более 45 млн. руб. и действует со дня официального опубликования закона по 30 сентября 2012 года. Индексация лимитов на ближайшие три года отменяется (то есть 45 млн. руб. и 60 млн. руб. не корректируются на коэффициенты-дефляторы). Причем действие абзаца 2 пункта 2 статьи 346.12 НК РФ, в котором и определен порядок расчета индексации, приостанавливается со дня официального опубликования Федерального закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ в «Российской газете», то есть с 22 июля. С этого дня предприятия и ИП, применяющие данную систему, не вправе умножать предельные величины доходов ни на текущий коэффициент-дефлятор, ни на коэффициенты-дефляторы за предыдущие года. Иными словами, применять нужно лимиты в 15 млн. и 20 млн. руб. Однако, 15 млн. руб. в качестве лимита уже не используется, так как официально для перехода на УСНО уже берутся 45 млн. руб.

Перейти на страницу: 1 2 3