Роль золотомонетного обращения и золотого резерва в денежной системе прошлого и настоящего

Как известно американцы далеко не полностью довольствуются ювелирной продукцией местного происхождения, и большое количество изделий традиционно завозится по импорту. За последнее десятилетие (1994-2003 гг.) на территории США было продано ювелирных изделий с содержанием чистого золота 3,4 тыс. т. Из них на отечественную продукцию пришлось 1,6 тыс., а на импортную - 1,8 тыс. т, т.е. почти 54%. В течение этого же периода в мире было экспортировано около 4,3 тыс. т, из которых почти 42% пришлось на долю США.

Италия с ее некогда первой, а ныне второй по величине ювелирной промышленностью не оказалась в числе стран с существенно подорожавшим золотом и с экономическими осложнениями. В Италии, как и во всей западной Европе, не было экономического спада, а цена золота в зоне евро если и пошла вверх, то много медленнее, чем мировая. И тем не менее спрос на золотое сырье со стороны итальянских ювелиров резко упал: в 2003 г. он составил лишь 329 т против максимума 535 т в 1998 г. (сокращение более чем на 38%). При этом расход золота на изготовление экспортной продукции снизился с 418 до 247 т (на 41%), а для внутреннего потребления - со 117 до 82 т (на 30%). Изделия итальянских ювелиров стали меньше покупать не только в США, но и в странах Западной Европы, Латинской Америки, Восточной Азии, Ближнего Востока.

Три причины лежат в основе: во-первых, и в самой Италии, и во многих других странах мира меняется мода на ювелирные украшения. В одних случаях потребители стали отдавать предпочтение менее массивным золотым изделиям пониженных проб, в других - изделия с драгоценными или полу драгоценными камнями, где золото служит лишь оправой, а часто вообще заменяется другими металлами (серебро, платиной, палладием). И то и другое, естественно, ведет к сокращению спроса на золото, используемое в качестве ювелирного сырья.

Во-вторых, сказывается своеобразная "конкуренция потребителей", которые вместо приобретения ювелирных изделий тратят деньги на новинки высоких технологии (мобильные телефоны, компьютеры, Интернет, цифровые фотокамеры и т.п.), а также на заграничный туризм.

В-третьих, можно говорить о "конкуренции производителей" когда достижения высокоразвитой итальянской ювелирной индустрии перенимаются другими странами. Там осваивается и расширяется выпуск аналогичной продукции сравнимого высокого качества, но с меньшими издержками из-за разницы в стоимости рабочей силы. Более других в этом деле преуспели ювелирные предприятия Турции.

Индия - нынешний мировой лидер ювелирного производства - также заметно сократил спрос на золотое сырье. За счет сжатие внутреннего потребления, экспорт индийских изделий к этому времени расширился почти вдвое (48 т против 25 т к 2003 г). По оценкам специалистов, в 2003 г. реализация украшений с вставками из бриллиантов превысило 2 млрд. дол. против 750 млн. - 1млрд дол. в 1999г. В богатых слоях населения изделия с бриллиантами стали все чаще фигурировать в традиционных свадебных подношениях, которые раньше состояли исключительно из предметов полновесного золота.

Турция среди всеобщего спада оказалась единственной страной, где спрос на золото со стороны ювелирной промышленности не сократился, а заметно увеличился. В 2003 г. он достиг 213 т - самого высокого уровня, который когда-либо отмечался не только в этой стране, но и во всем ближневосточном регионе. Основная причина - послекризисное оживление турецкой экономики, при котором расширение промышленного и сельскохозяйственного производства, естественно, сопровождается ростом доходов населения. Однако это происходит в условиях сохранения высокой инфляции в стране, где за последнее пятилетие среднегодовые темпы роста потребительских цен составили почти 50%. По этому получатели дополнительных денег предпочитают вкладывать их в более устойчивые ценности, а таковыми в Турции являются высокопробные ювелирные изделия простейших типов. В 2003 г. экспорт ювелирных изделий из Турции достиг 57 т против 18 т в 1997 г. В результате отмеченных сдвигов Турция по объему производства золотых ювелирных изделии вышло на третью позицию в мире (после Индии и Италии), вытеснив с этого места Китай.

Золото используется также в электронной промышленности, в зубоврачебной практике, в прочих отраслях (медицине, науке, химии, для декоративных целей и пр) На долю потребляемого в мире "электронного" золота с выше 70% приходится Японии, США и Южной Корее.

В начале 90-х гг. прошлого века объем потребления "электронного" и ювелирного золота соотносились как 40: 60, в середине 90-х эта пропорция сравнялась, а в 2003 г. она составляла 72: 25.

Перейти на страницу: 1 2 3 4