Роль золота как инструмент управления финансовым риском

Институт кредитных историй (кредитные бюро) создается для более точной оценки потенциальных заемщиков. Эти учреждения ведут картотеку, содержащую информацию о прошлых кредитных операциях заемщиков, основываясь на сведениях, предоставляемых кредитными организациями, а также собственных источниках. Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах, получают доступ к этой информации. Таким образом, кредитные организации получают возможность гораздо более точного прогнозирования и составления наименее рисковых кредитных портфелей, а добросовестные заемщики получают доступ к более дешевым кредитным ресурсам за счет более эффективной, быстрой и менее дорогостоящей процедуры оценки связанного с ним риска. Кроме того, стимулируется повышение дисциплины возврата кредитных средств. Таким образом, создание действенного института кредитных историй является необходимой мерой для дальнейшего цивилизованного и эффективного развития золотовалютного кредитования в стране.

Несмотря на историческое лидерство Сбербанка, другие участники рынка достаточно активно наращивают операции по потребительскому кредитованию, используя свои ценовые и технологические преимущества. Отличную конкуренцию российским банкам составляют дочерние иностранные банки. Иностранные банки активно импортируют капитал в страну, обеспечивая тем самым свои кредитные операции дешевыми ресурсами.

Потребительское кредитование сроком более одного года (в основном это кредиты на покупку автомобилей и жилья) составляет 65% в структуре кредитов населению и продолжает увеличиваться. Однако количество "бытовых" кредитов, которых хватает на покупку бытовой техники, значительно превосходит количество кредитов на покупку квартиры. Ипотека пока не является видимым полем сражения между игроками рынка кредитования домохозяйств.

В последнее время в России появилась новая форма покупки в рассрочку - это соглашения банков с торговыми фирмами, по которым последние продают товары в кредит клиентам банков, причём банки сразу выплачивают фирмам наличные деньги на сумму проданных товаров, а покупатели постепенно погашают кредит банкам. Для торговых фирм и банков предоставление таких кредитов - весьма выгодная операция, так как она расширяет рынок сбыта товаров и повышает норму прибыли за счёт высоких процентов по ссудам.

Для банков целевые потребкредиты - это один из самых доходных сегментов рынка. Заемщик платит за них в среднем 29-40% годовых. Население готово занимать по таким ставкам, на которые ни за что не согласятся не только крупные компании, но даже предприятия малого бизнеса. Поэтому, несмотря на то, что работать с физическими лицами намного сложнее, банки предпочитают пока кредитовать именно их, а не малых предпринимателей. Очевидно, что выгодней, хотя и рискованней, инвестировать их в потребкредиты, нежели в промышленность, темпы роста которой пока не слишком велики. Работа с гражданами для отечественных банков впервые за многие годы стала одним из самых доходных направлений кредитования и едва ли не самым стабильным источником роста пассивов.

Для торговых сетей потребкредитование - это хорошая реклама, маркетинговые кредитные акции - часть их программ потребительской лояльности. Продажа техники в кредит значительно увеличивает число покупателей, а соответственно, оборот и прибыль. Потребкредитование дает компаниям массу плюсов: приближение отложенного спроса и рост объемов продаж, увеличение стоимости средней покупки, лояльность потребителя к торговой компании и развитие сетевого рынка в целом.

В настоящее время банки активно разрабатывают и продвигают партнерские программы, где эффективно открывают мини-офисы и даже отделения. В результате, в торговых центрах, розничных сетях оказывается одновременно несколько банков, которые уже готовы размещаться рядом друг с другом. В этом году бурное развитие золотовалютной розницы приведет к росту конкуренции, что заставит банки как предлагать новые продукты, так и придумывать новые маркетинговые стратегии, с более "дружелюбными" условиями предоставления кредитов.

Перейти на страницу: 1 2 3