ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем изучать конкретную дисциплину, обсуждать и анализировать какую-либо научную проблему, необходимо разобраться в ее сущности и содержании, теоретико-методологических аспектах сопряженных с ней категорий, явлений и процессов.

Целью настоящей курсовой работы изучение социальной политики как предмета, обзор социальной политики в различных экономических системах, состояние действующей системы социальной политики в Республике Беларусь.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический аспект понятия социальной политики, определить ее объект действия и субъектов, определить типы социальной политики;

- изучить общие положения, на основании которых построена социальная политика в различных экономических системах. В качестве изучаемых систем избраны следующие страны: Англия, Великобритания, Швеция, Япония, а также Республика Беларусь.

- изучить состояние социальной политики в вышеуказанных экономических системах, определить их достоинства и недостатки, а также состояние социальной политики в республике Беларусь и перспективы ее развития.

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с её понятийным аппаратом.

Экономический рост страны напрямую зависти от степени социальной политики. Применительно к Республике Беларусь это проявилось во всех сферах экономики. Не было необходимости доказывать переход нашей экономической системы к рынку, поскольку история XX в. убедительно продемонстрировала неэффективность жестко централизованной государственной системы хозяйствования. Вопрос в другом: неизбежно ли обеднение широких масс населения при переходе от планово-административной экономики к рыночной?

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства — бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт писал: « .История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индивидуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства. … . Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство. .… Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины .»[2, c.32].

Исторически в СССР сложилось так, что многие отрасли экономики не признавались частью реальной экономики, а результаты их деятельности не включались в национальный доход, в совокупный общественный продукт и валовой внутренний продукт. Под влиянием вульгарной трактовки производительного труда труд во многих отраслях социального обслуживания считался непроизводительным, а сами эти отрасли — не производящими, а лишь потребляющими национальный доход. Даже оценка результатов их деятельности осуществлялась в СССР по затратам на функционирование, т.е. с большим искажением и занижением. Отсюда возникло и соответствующее наименование для совокупности многих отраслей, составляющих социальное хозяйство — непроизводственная сфера, а позже — социальная сфера. В настоящее время социальная отрасль выделена как самостоятельная отрасль экономики, которая включает в себя образование, здравоохранение, культуру, жилищное и коммунальное хозяйство, санаторно-курортный и оздоровительный комплексы, физкультура и спорт, социальная работа и др.

Перейти на страницу: 1 2