Заключение

В результате проведенного в курсовой работе исследования на тему "Государственный долг: причины возникновения и способы погашения" можно сделать следующие выводы:

обзор литературы по данной теме выделяет несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации, но основополагающим для всех классификаций является деление его на внутренний и внешний долг;

государственный внешний долг это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты) в иностранной валюте;

основной причиной возникновения большей части российского государственного внешнего долга является долг СССР;

долг России образовался в результате привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников, которые потребовались в связи с трудностями перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной;

внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга: больше всего внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами;

в структуре современного государственного внешнего долга России основной объем обязательств приходится на ценные бумаги в иностранной валюте;

в связи с досрочным погашением значительной части задолженности перед Парижским клубом кредиторов в структуре внешнего долга РФ произошли кардинальные изменения, в результате чего удельный вес государственного внешнего долга РФ сократился до $72,2 млрд.

Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе.

Схемы расчетов, применяемые в отношении государственного долга Российской Федерации, выделяют следующие:

реструктуризация задолженности перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;

операции по обмену ГКО на евробонды;

посткризисная новация ГКО-ОФЗ;

операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;

обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные займы;

а также "нестандартные" схемы, к которым относят погашение внешней задолженности экспортом и досрочное погашение внешней задолженности (в частности из фондов Стабилизационного фонда РФ).

При последовательном проведении соответствующих мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.

Таким образом, государственный внешний долг России является сложной и многофакторной проблемой, решение которой, исходя из мирового опыта, требует значительных усилий.

[1] Бюджетный кодекс РФ, ст.98.

[2] Бюллетень Счетной палаты РФ.//Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации. - 2004. - №9.

[3] http//www.minfin.ru

[4] http//www.minfin.ru

[5] http://www.budgetrf.ru

[6] там же.

[7] там же.

[8] http://www.rvps.ru

[9] www.deloros.ru

[10] там же

[11] там же

[12] http://www.eit.ru

[13] http://www.rbc.ru

[14] http://www.budgetrf.ru