Методы финансового планирования и прогнозирования

Планирование финансовых показателей на предприятии осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности расчетов, экономико-математическое моделирование[15].

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Не менее важен для проведения обоснованных финансовых расчетов коэффициентный метод определения величины доходов и расходов. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитывают предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды[16].

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

· органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

· ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

· предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Он + П = Р + Ок,

где Он, Ок – остатки средств на начало/конец года; П, Р – поступления средств/расходы в планируемом периоде[17].

Метод дисконтированных денежных потоков используют при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом могут задаваться разные критерии выбора. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста привлечения ресурсов и снижение рыночных цен на продукцию[18].

Кроме перечисленных выше методов автор электронного учебника Ушаков В.Я. выделяет метод пропорциональной зависимости показателей. Он используется при составлении основных документов финансового плана (баланс, отчет о прибылях и убытках). Сущность этого метода состоит в том, что отдельные статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках увеличиваются пропорционально изменению выручки от реализации продукции[19].

В ходе рассмотрения основных методов финансового планирования отметим, что в дополнение к данным методам и совместно с ними необходимо использовать методы прогнозирования. В рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно, поэтому процесс прогнозирования обычно предшествует процессу планирования.

Основная цель прогнозирования – снижение риска при принятии решений. В бизнесе прогнозирование используют при планировании маркетинга, капитальных вложений, производства и финансов. В отличие от планирования финансовое прогнозирование не осуществляет на практике разработанные прогнозы. Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования.

По мнению профессора Ковалева В.В. на практике наибольшее распространение получили следующие методы прогнозирования:

- метод экспертных оценок;

- методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей;

- методы ситуационного анализа и прогнозирования.

В рамках изучения данных методов, отметим, что наиболее часто на практике финансовые менеджеры или аналитики используют вторую группу методов, так как ежедневно имеют в своем распоряжении данные о динамике основных показателей деятельности компании.

Далее на основе информации о деятельности известной российской компании ОАО «Невская косметика» (ОАО «НК») рассмотрим применение метода обработки динамического ряда, осуществляемого с помощью построения уравнения линейной регрессии.

Имеются данные о динамике объема продаж ОАО «НК» за ряд лет (см. таблицу 2)[20]. Необходимо рассчитать прогнозное значение объема продаж в 2010 году. В основе расчетов используем методику, представленную Ковалевым В.В.[21]

Таблица 2. – Динамика объем продаж ОАО «НК»

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Объем продаж, млрд. руб.

2,5

2,6

2,3

2,4

2,7

3,2

4,6

Перейти на страницу: 1 2 3