Структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг является обособившейся частью рынка ссудных капиталов, на котором происходит выпуск и обращение ценных бумаг.

Функции рынка ценных бумаг состоят в следующем:

1) перераспределение денежных средств и капиталов между сферами и отраслями экономики, между территориями и странами, группами и слоями населения, населением и сферами экономики, населением и государством и т.д.;

2) предоставление определенных имущественных и других прав владельцам ценных бумаг (право на получение дохода, на получение информации, представляет первоочередность прав и проч.);

3) перераспределение имущественных прав;

4) обслуживание государственного долга посредством рынка государственных ценных бумаг;

5) возврат вложенных средств и получение дохода.

Рынок ценных бумаг позволяет его участникам привлекать денежные средства для реализации проектов, финансирования дефицита.

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что помимо традиционных участников: продавца и покупателя – на рынке существует ряд профессиональных участников, которые способствуют осуществлению сделок на вторичном рынке ценных бумаг.

Эмитенты и инвесторы являются обязательными участниками рынка ценных бумаг.

Эмитенты – организации, заинтересованные в привлечении денежных средств для развития производства, финансирования программ и проекто,в и привлекающие для этого инвестиции путем выпуска (эмиссии) ценных бумаг.

Инвесторы – лица и организации, имеющие временно свободные денежные средства, заинтересованные в их преумножении и приобретающие с этой целью ценные бумаги.

Эмитент на рынке ценных бумаг – всегда продавец. Инвестор в разных ситуациях может выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Принято выделять следующие группы инвесторов:

Стратегические инвесторы – ставят своей целью получение возможности воздействия на функционирование эмитента, преследуют стратегические цели.

Институциональные инвесторы – это портфельные инвесторы, преследующие цель увеличения стоимости портфеля в их управлении. К институциональным инвесторам относят кредитно-финансовые институты: коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые компании, пенсионные, инвестиционные, иные фонды и компании.

Рынок, на котором происходит первичная эмиссия и первичное размещение ценных бумаг, называется первичным.

Цель первичного рынка ценных бумаг – организация первичного выпуска ценных бумаг и организация перехода прав собственности на эти ценные бумаги от эмитента к первым владельцам. Функции первичного рынка:

· привлечение временно свободных денежных средств;

· обеспечение разнообразия финансовых инструментов и операций с ними.

Размещение ценных бумаг на первичном рынке может осуществляется в формах прямой продажи инвесторам или продажи через посредников.

Посредниками первичного рынка ценных бумаг могут быть его разные участники, обычно это коммерческие банки, в том числе специализированные инвестиционные и инвестиционные компании. Если посредники закупают весь выпуск ценных бумаг и принимают на себя таким образом финансовые риски их дальнейшего размещения, они называются подписчиками или андеррайтерами. Андеррайтинг – это покупка крупной кредитно-финансовой организацией ценных бумаг новых выпусков эмитента при их первичном размещении с целью последующей перепродажи этих бумаг более мелкими пакетами.

Размещение ценных бумаг на первичном рынке – это первая сделка с ценной бумагой, при которой происходит ее переход от эмитента к первому держателю.

Перейти на страницу: 1 2 3