Проблемы совершенствования казначейской системы

Все изменения бюджетного законодательства, направленные на повышение эффективности расходования финансовых ресурсов государства, безусловно, влекут возникновение множества проблем, требующих безотлагательного решения. Существуют проблемы как технического характера, связанные с ходом реализации поставленных задач по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, так и проблемы более масштабные, затрагивающие структурные особенности экономики регионального и местного уровня. Среди текущих проблем, возникающих на территории Алтайского края, хотелось бы выделить следующие:

- с одной стороны, нехватка грамотных специалистов в финансовых органах на местном уровне, с другой стороны, слабое техническое обеспечение, препятствующее эффективной работе;

- в некоторых сельских поселениях нашего региона отсутствуют утвержденные в установленном порядке бюджеты, что создает препятствия для реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- определенные сложности возникают при составлении и предоставлении отчетности как на уровне сельских поселений, так и на уровне Алтайского края;

- проблема по повышению качества администрирования налогов (налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц) на местном уровне.

Затрагивая более масштабные проблемы, возникающие при кассовом обслуживании исполнения бюджетов, имеет смысл остановиться на тех, разрешение которых способствовало бы более эффективному использованию финансовых средств.

В частности, переход к среднесрочному финансовому планированию на региональном уровне, при этом субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставлено право выбора: либо остаться в годовом планировании, утверждая среднесрочный финансовый план на три года, либо принимать бюджет на три года, внося при необходимости ежегодные корректировки.

Кроме того, в Алтайском крае, являющимся высокодотационным регионом, остро стоит проблема несбалансированности как местных бюджетов, так и в целом бюджета края по доходам и расходам. Следствием этого является дефицит бюджетов и недофинансирование, либо отказ от финансирования многих расходных полномочий.

Одним из вариантов решения вышеозначенной проблемы является ориентация муниципалитетов на самостоятельную реализацию собственных доходных и расходных полномочий. Так при применении методики выравнивания уровня бюджетной обеспеченности на местном уровне необходимо увеличивать удельный вес неналоговых доходов (арендная плата и часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, подлежащая зачислению в муниципальный бюджет), при этом при расчете объема дотаций неналоговые доходы не учитываются. Методика выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в свою очередь, имеет ряд недостатков, в частности, в связи с существенным различием экономического потенциала территорий удельный вес неналоговых доходов в бюджетах городских поселений выше, чем в бюджетах муниципальных районов.

Перспективными направлениями реформирования региональных и местных финансов следует отметить:

- переход к среднесрочному бюджетному планированию на региональном и местном уровне;

- как следствие вышеозначенного направления повышение эффективности управления финансовыми ресурсами на региональном и муниципальном уровне;

- полномасштабное внедрение системы электронного документооборота между всеми участниками бюджетного процесса, включая получателей бюджетных средств.

В заключении хотелось бы отметить, что на данный момент реформа бюджетных отношений в Российской Федерации находится в решающей стадии, в ходе которой предстоит завершить переход к эффективной системе взаимодействия между всеми уровнями бюджетной системы, которая в конечном итоге позволит повысить уровень благосостояния населения. На пути решения столь масштабных задач возникает множество проблем, благополучное разрешение которых будет являться залогом успешного развития как Алтайского края, так и страны в целом.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7