Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций

Основными фондами в России, которые в настоящее время специализируются на предоставлении грантов исследователям для проведения фундаментальных исследований, являются Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Оба фонда специализируются на финансировании научных коллективов и отдельных ученых, т.е., по сути, физических лиц. Организационная модель: выделение грантов на основе конкурсного отбора (рейтингования) поданных заявок. Ориентация на физических лиц, как получателей грантов, обеспечивает:

- гибкость в выборе объектов поддержки;

- условия для конкурса исследовательских проектов, а не организаций;

- формирование предпосылок к формированию устойчивых творческих коллективов, не связанных рамками тех или иных организаций;

- сильные стимулы к повышению ответственности за результаты проделанной работы.

Для повышения эффективности влияния РФФИ и РГНФ на развитие фундаментальной науки целесообразно:

- Постепенное увеличение доли финансирования РФФИ и РГНФ в рамках общего средств из федерального бюджета, выделяемых на фундаментальную науку.

- Существенное увеличение объема предоставляемых исследователям грантов (применительно к РФФИ – до 1,2-1,5 млн. рублей в год в среднем на один творческий коллектив), преимущественная ориентация на творческие коллективы.

- Увеличение удельного веса в грантах расходов на приобретение научного оборудования (РФФИ), расходных материалов, доступ к информационным ресурсам.

- Совершенствование правовой нормативной базы, определяющей деятельность РФФИ и РГНФ, обеспечение условий для выдачи грантов на несколько лет.

- Создание Попечительского совета, включающего, в том числе представителей бизнеса, реализующего спонсорские научные программы и отвечающие за назначение руководства фондов.

- Введение и закрепление на уровне уставных документов этих фондов трехлетнее ограничение на занятие руководящих должностей в этих фондах.

- Существенное повышение качества и уровня независимости проводимой экспертизы заявок на получение грантов.

Необходимо также внесение изменений в нормативную базу, регулирующую деятельность РФФИ и РГНФ, поскольку существующая сегодня форма федерального государственного учреждения – главного распорядителя бюджетных средств, неадекватна новым задачам, стоящим перед этими фондами.

Наряду с фондами, специализирующимися на финансировании отдельных ученых и научных групп, должны быть организованы фонды, поддерживающие серьезные исследовательские проекты, крупные научные коллективы, комплексные и интеграционные исследовательские проекты, отдельные инфраструктурные преобразования в области организации научных исследований. Наиболее оптимальной формой для таких фондов могли бы оказаться т.н. ресурсные («дарственные») фонды, капитал которых состоит из совокупности финансовых и иных материальных ценностей, которые переданы учредителем для управления в некоммерческую организацию, доход от которых используется на осуществление некоммерческих целей, определенных учредителями. Данная форма фондов обеспечивает формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности, высокую финансовую устойчивость и меньшую зависимость от разовых пожертвований, более широкий выбор вариантов поддержки со стороны частного бизнеса, расширение возможностей поддержки со стороны региональных властей. В этой связи ресурсные фонды, основанные на частных пожертвованиях и использовании различных материальных государственных ресурсов (недвижимость, земля) могли бы стать важным инструментом развития:

- академической науки, прежде всего РАН;

- исследовательской деятельности крупных университетов, соответствующих региональных инновационных кластеров.

Для формирования и развития ресурсных фондов требуется законодательно обеспечить:

- четкие правила, которые обеспечивали бы сохранность ресурсного капитала и использование его по назначению и без прямого участия учредителя;

- комплексный подход к регулированию процесса передачи физическими и юридическими лицами, имущества, могущего приносить доход, в собственность некоммерческих организаций, в том числе учрежденных органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8