Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление понимается как совокупность процедур, осуществляемых на добровольных началах организацией-должником и ее кредиторами для урегулирования отношений из-за неисполнения предприятием своих обязательств. Устанавливается, что процедуры финансового оздоровления должны проходить при значительном влиянии государства в лице органа по финансовому оздоровлению и банкротству в отличие от судебных процедур банкротства, где роль и влияние органов исполнительной власти существенно ограниченны. Это должно создать новые действенные механизмы реализации государственной промышленной политики и регулирования экономических отношений.

Вводится понятие комплексного финансового оздоровления нескольких организаций, связанных в технологическую цепочку, предприятий одной отрасли, одного региона. Это объясняется тем, что оздоровление отдельной организации может оказаться невозможным из-за того, что необходимость взаимодействия с «нездоровыми» партнерами вновь приведет эту организацию к кризисному состоянию.

Помимо управляющего, привлекаемого для реализации реструктуризации, не исключается возможность привлечения к этим процедурам специализированной управляющей компании или создания новой управляющей компании с участием кредиторов.

Место реструктуризации предприятия при проведении судебных антикризисных процедур наблюдения и внешнего управления приведено на рис.1.

Допустим, что в момент начала процедуры наблюдения (рис.1) предприятие имело коэффициент текущей ликвидности Кт.л1, ниже нормативного Кнт.л1. За время наблюдения и прохождения судебных процедур вероятнее всего он будет продолжать снижаться и на начало внешнего управления опустится до уровня Кт.л2. Но за этот период – период анализа финансово-экономического состояния предприятия и причин его неплатежеспособности – в процессе наблюдения будет сформирован набор мероприятий для включения их в план внешнего управления. Среди них одной из первоочередных мер должна быть реструктуризация.

Если она пройдет успешно, то появится база для следующего этапа работы – финансового оздоровления на основе инновационного и инвестиционного развития (D1– Е1), но если эти процедуры принесут к снижению коэффициента текущей ликвидности Кт.л3, то возникнут условия для перехода к конкурсному производству.

Таким образом, реструктуризация – это форма самооздоровления без крупных внешних финансовых вливаний. Только после нее можно убедить кредиторов или будущих новых собственников, что на предприятии имеется основа для внешних финансовых вливаний. Решение о реформировании предприятия должно приниматься на собрании кредиторов и после этого включаться в план внешнего управления.

Рис. 1.

Практика реструктуризации российских предприятий условно выделяет два направления их реформирования. Первое связано с различного рода разделениями и выделениями функциональных подразделений предприятия в самостоятельные бизнес-единицы. Второе направление связано, наоборот, с интеграцией предприятия с другими организациями, например, путем вхождения в финансово-промышленные группы, холдинги.

Рассмотрим подробнее оба направления структурных изменений.

Первое из указанных направлений, а именно реструктуризацию путем выделений, можно условно разделить на два варианта.

1. Создание на основе имеющихся структурных подразделений или филиалов предприятия сначала центров финансовой ответственности (ЦФО), работающих на принципах хозяйственного внутреннего расчета и планирования бюджетов структурных подразделений. На следующем этапе ЦФО могут быть преобразованы в самостоятельные производства, юридические лица. При этом материнская компания начинает выполнять типичные функции холдинга, т.е. «штабные функции», связанные со стратегическим планированием и защитой интересов собственников предприятия, а вновь образованные бизнес-единицы занимаются текущей производственной деятельностью.

Перейти на страницу: 1 2 3