Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов

Не следует забывать, что степень выполнения плановых показателей доходной части бюджетов разных уровней в значительной степени зависит от инфляционного фактора. Если каждый год фактический уровень инфляции превышает прогнозируемый, то это значит, что вследствие инфляции бюджет получает дополнительные ресурсы, что приводит к абсолютному увеличению показателей бюджетных доходов по отдельным статьям. В научной литературе по вопросам анализа бюджетной политики предлагается даже оценивать степень «инфляционного выполнения» плановых показателей бюджета, то есть такого выполнения, которое обусловлено завышенной (сверхплановой) инфляцией.

Существенным негативным фактором, влияющим на обоснованность проектирования бюджетных показателей, является политический. Не секрет, что иногда те или иные показатели доходной и расходной частей бюджетов разных уровней проектируются не с помощью обоснованных методических подходов, а с учетом результатов политической борьбы доминирующих политических сил или так называемых «политических консультаций», которые обычно не имеют ничего общего с научным прогнозом. На данной проблеме акцентирует внимание и академик НАН Украины В.М. Геец.

В литературе встречается тезис, что переоценка плановых показателей бюджета имеет намного более серьезные последствия, чем недооценка, поскольку побуждает к поиску других источников привлечения средств для его выполнения. На наш взгляд, негативные последствия имеют как завышение, так и занижение плановых показателей. В случае существенного превышения планового показателя действительно присутствует риск недофинансирования отдельных расходных статей и, как следствие, «замораживание» (недостаточная реализация) отдельных программ и проектов. В случае существенного занижения планового показателя присутствует риск повышенной фискальной нагрузки на экономику (то есть фактическая нагрузка выше прогнозируемой), что будет тормозить деловую инициативу. Кроме того, возникают коррупционный риск и вероятность активизации процесса нерационального перераспределения дополнительно полученных доходов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6