Дефицит бюджета и платежного баланса как форма дефицита в системе рыночного равновесия

Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использования на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.

Бюджетный дефицит характерен для большинства развитых стран. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 года, тогда его размер был определен в сумме 3,7 млрд руб., что составило 11,6 % ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд руб., т.к. на 1991 год государственным бюджетом СССР планировались дотации в бюджет Республики Беларусь.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:

-низкой эффективности производства при недостаточном развитии внешнеэкономических связей;

-ограниченности финансовых возможностей государства изыскивать всевозможные статьи доходов;

-нерациональной структуры бюджетных расходов;

высокого уровня расходов непроизводительного характера;

инфляции;

неустойчивости денежного обращения;

-неустойчивости системы расчетов;

-нерациональной налоговой политики;

-непродуманной инвестиционно-кредитной политики;

-сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением импорта;

-снижения жизненного уровня населения.

Различают активный и пассивный бюджетные дефициты. Возникновение излишков расходов над доходами называют активным бюджетным дефицитом. Это происходит в результате сознательных действий правительства, т.е. происходит увеличение расходов и снижение доходов.

Дефициты, вызванные сокращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности, получили название пассивных дефицитов.

Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, - неуправляемым. Неуправляемый дефицит влечет за собой эмиссию денег, рост инфляции, углубляет несбалансированность экономики, создает тяжелые социальные последствия для населения.

Предел бюджетного дефицита целесообразно определять:

По отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).

По отношению к национальному доходу (НД).

По отношению к расходам бюджета на текущий период.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расходной части бюджета.

Однако эта величина не постоянна, т.к. оптимальный разрыв между доходами и расходами зависит от конкретной ситуации в экономике, доли перераспределяемого через бюджет национального дохода. [12, с. 60].

Второй аспект дефицита в экономике, это дефицит платежного баланса. Прежде всего, следует понять, из чего состоит платежный баланс.

1. Видимая торговля - ввоз и вывоз материальных благ (сапог, курток, магнитофонов и т. д.). Это общая стоимость того, что пересекает границу страны на поездах, кораблях и самолетах. Поскольку вывоз или ввоз материальных благ можно увидеть в буквальном смысле слова, его называют "видимой торговлей".

Разница между экспортом и импортом товаров составляет сальдо видимой торговли (которое называют еще сальдо торгового баланса. Знак "минус" означает, что страна заплатила за ввоз иностранных товаров больше, чем получила от вывоза своих.

2. Невидимая торговля - предоставление фирмами страны услуг фирмам и населению других стран, и наоборот. Поскольку вывоз или ввоз услуг не сопровождается перемещением чего-то материального через границу, его называют невидимой торговлей.

Каким образом можно ввозить или вывозить услуги?

Во-первых, в виде транспортных услуг. Видимый экспорт или импорт нуждается в доставке из одной страны в другую. Если доставку импорта осуществляют иностранные транспортные фирмы, населению страны-импортера придется заплатить за эти услуги, которые фактически оказываются импортированными вместе с материальными товарами.

Во-вторых, в виде ввоза или вывоза информации, которая тоже не видна для глаза. Например, продажа за рубеж технологии производства какого-то блага или покупка за рубежом консультаций иностранных специалистов.

В-третьих, в виде экспорта или импорта туристического отдыха. Сектор хозяйства "Гостиницы и рестораны" может обслуживать иностранных туристов, приехавших для осмотра достопримечательностей принимающей страны, и фактически экспортировать свои услуги. И наоборот, жители данной страны могут выезжать в туристические поездки за границу и тратить там деньги на покупку иностранных товаров и услуг (импорт).

Перейти на страницу: 1 2 3