Финансовое моделирование как способ изучения хозяйственной деятельности и выбора финансовой стратегии предприятия

Процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:

1.Анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явле­нию или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях.

2.Выбор методов, с помощью которых можно решить поставленные задачи.

3.Оценка полученных результатов.

Финансовое моделирование реализуют на базе расчетов, из которых выводят текущие и будущие последствия тех или иных факторов. Благодаря развитию ЭВМ и компьютерных технологий финансовые модели используются многими российскими предприятиями (например, для построения операционных и фи­нансовых бюджетов).

Однако область применения моделей шире, чем разработка бюджетов. Их используют при определении потребности предприятия в оборотных средствах, при оценке эффективности инвестиционных проектов и финансовых активов.

Финансовое моделирование можно систематизировать следующим образом:

• финансовая стратегия и тактика;

• финансовое прогнозирование и анализ;

• изучение эффективности инвестиционных проектов;

• ипотечно-инвестиционный анализ;

• анализ курса валют;

• прогноз потребности в оборотном капитале;

• планирование производственной программы;

• анализ по системе «издержки — объем продаж — прибыль» (CVP-анализ);

• анализ и прогноз денежных потоков;

• анализ и прогноз коммерческих рисков.

Определение переменных величин — ключевой элемент в формировании соответствующих моделей.

Переменные величины бывают трех типов:

• описывающие деятельность предприятия в целом (α);

• характеризующие внешние условия (х);

• описывающие конечные результаты деятельности (y).

Переменные (α) называют контролируемыми, т. е. на их величину менеджеры предприятия могут оказывать непосредственное влияние (например, денежные потоки, оборотный капитал, дебиторская и кредиторская задолженность, аморти­зационные отчисления, налоги, слияния и поглощения и др.).

Переменные, характеризующие внешние условия (х), соответствуют факторам, действующим на предприятие из внешней среды и не поддающимся управлению (курс национальной валюты, политические, экономические и иные факторы).

Переменные, отражающие конечный результат деятельности предприятия (у), обусловлены внутренними условиями (статьи бюджетов доходов и расходов, движения денежных средств, инвестиционного бюджета).

Модель финансовой стратегии характеризует систему методов (моделирова­ние, анализ, планирование, прогнозирование, реструктуризация, диверсифика­ция и др.), при помощи которых она реализуется.

Данная модель может включать в себя следующие блоки:

• цель и задачи;

• уровни реализации;

• внутренние и внешние факторы;

• инструменты реализации;

• эффективность выбранной модели и т. д.

Предприятие добивается своих целей, когда финансовые отношения соответ­ствуют внутренним возможностям и восприимчивы к внешним социально-эко­номическим условиям.

Уровни реализации финансовой стратегии — предприятие (корпорация) в це­лом, филиалы, бизнес-единицы, центры финансовой ответственности, бизнес-процессы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4