Анализ прибыли от реализации продукции

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является при­быль от реализации продукции (прибыль от продаж). Поэтому в первую очередь анализируют общее изменение прибыли от реализации (табл. 7.3).

Как следует из табл. 7.3, снижение прибыли на 130,6 млн. руб., или на 52,4%, связано с падением выручки от продажи товаров на 6,3 млн. руб., или на 0,3%, ростом себестоимости проданных товаров на 108,8 млн. руб., или на 6,6%, а также управленческих расходов на 50,2 млн. руб., или на 15,8%. Следовательно, дальней шее сокращение затрат на производство и реализацию продукции является ос­новным резервом роста прибыли от продаж. Условная сумма резерва равна 159,0 млн. руб. (108,8 + 50,2).

Таблица 7.3

Оценка прибыли от реализации продукции (прибыли от продаж)

Наименование показателей

Базисный

год

Отчетный год

Отклонение (+ или -), млн. руб.

Отчетный год к базис­ному, %

1. Выручка (нетто) от продажи товаров

2298,1

2291,8

-6,3

99,7

2. Себестоимость проданных товаров

1659,8

1768,6

+108,8

106,6

3. Валовая прибыль

638,3

523,2

-115,1

82,0

4. Коммерческие расходы

71,3

36,6

-34,7

51,3

5. Управленческие расходы

317,9

368,1

+50,2

115,8

6. Прибыль (убыток) от продаж

249,1

118,5

-130,6

47,6

Ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль. Она пред­ставляет собой разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров и себестои­мостью проданных товаров. Порядок расчета валовой прибыли (ВП) можно пред­ставить в следующем виде:

(62)

где Qi — объем производства продукции i-го вида в натуральном выражении (тонн, штук, м2 и т. д.); Ц1 — продажная цена продукции г-го вида, руб.; Ci — себе­стоимость единицы продукции i-го вида, руб.; i — конкретный вид реализуемой продукции; п — количество видов реализуемой продукции (г = 1, 2, 3, ., п).

Исходя из указанного порядка расчета валовую прибыль формируют под влия­нием следующих факторов:

• объема реализации;

• себестоимости реализованных изделий;

• продажных цен на реализованную продукцию;

• сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабель­ности отдельных видов изделий.

Пофакторный анализ валовой прибыли осуществляют по данным Отчета о при­былях и убытках за текущий и базисный периоды (квартал, год). При сравнении с планом используют данные финансового плана (бюджета) и расчетов к нему. Однако этих данных для факторного анализа недостаточно. Они часто несопоста­вимы, поскольку на выручку (нетто) от продажи товаров влияет уровень отпуск­ных цен, что вытекает из ее расчета за базисный и отчетный периоды:

Перейти на страницу: 1 2 3 4