Анализ прибыли от реализации продукции

(63)

где B0 и Bi — выручка от продажи товаров в базисном и отчетном периодах; Qi0 и Qj1 — объем выпуска товаров (изделий) i-ro вида в этих периодах; Цi0 и Цi1— отпускная цена изделия г-го вида в базисном и отчетном периодах.

Фактическую себестоимость товаров формируют идентичным образом под воздействием объема реализации и затрат на единицу товара (изделия) в соответ­ствующем периоде:

(64)

где Со и С1 — фактическая себестоимость проданной продукции в базисном и от­четном периодах; Сi0 и Сi1 — себестоимость товара (изделия) i-го вида в базисном и отчетном периодах.

Соответственно и сравнение валовой прибыли, т. е. ВПи и ВПо будет склады­ваться под влиянием несопоставимых факторов.

Пофакторный анализ валовой прибыли (ВГГ) традиционно осуществляют с по­мощью приема элиминирования (способом цепных подстановок).

Элиминирование — технический прием анализа, используемый для определе­ния влияния отдельных факторов на изучаемое явление. При данном подходе ряд признаков исключают и оставляют только главный признак, который служит объек­том исследования.

Для определения влияния отдельных факторов на величину валовой прибыли необходимо рассчитать следующие дополнительные показатели:

• выручку от продажи товаров (без косвенных налогов) отчетного периода в ба­зисных ценах (Вx), которую определяют по формуле:

(65)

• себестоимость проданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции (Сх), которую вычисляют по формуле:

(66)

• базисную валовую прибыль (ВПх), рассчитанную исходя из объема и ассор­тимента проданных товаров, которую определяют в виде разницы между выручкой от продажи товара отчетного периода в базисных ценах (Вх) и се­бестоимостью проданных товаров отчетного периода (Сх) в базисных затра­тах на единицу продукции:

(67)

Проиллюстрируем методику расчета влияния отдельных факторов на измене­ние валовой прибыли (табл. 7.4).

Таблица 7.4

Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли, млн. руб.

Наименование показателей

Базисный год

Отчетный год

Отклонение отчетного года от базисного

в базисных ценах и затратах

в фактиче­ских продажных ценах

1. Выручка (нетто) от продажи товаров

(Bo) 2298,1

(Вх) 2046,3

(B1) 2291,8

-6,3

2. Себестоимость проданных товаров

(Со) 1659,8

(Сх) 1607,8

(С1) 1768,6

+108,8

3. Валовая прибыль

(ВП0) 638,3

(ВП0) 438,5

(ВП1) 523,2

-115,1

Индекс изменения выручки от продажи товаров в сопоставимых ценах опреде­ляют по формуле:

(68)

где Ие — индекс изменения выручки от продажи товаров.

Перейти на страницу: 1 2 3 4