Операционный анализ прибыли в составе маржинального

Формирование и использование прибыли (как формы дохода) — основа предпри­нимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами (издержками) характеризует эффективность работы предприятия.

Одним из самых доступных методов управления предпринимательской дея­тельностью является операционный анализ, осуществляемый на схеме: «издерж­ки—объем продаж—прибыль».[38]

Данный метод позволяет выявить зависимость результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, объема произ­водства и сбыта продукции.

В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной финансо­вой отчетности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.

С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управлен­ческих задач:

• оценить прибыльность (доходность) производственно-торговой деятельно­сти;

• прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;

• оценить предпринимательский риск;

• выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

• оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основно­го капитала;

• разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную и марке­тинговую политику в сфере производства и реализации товаров.[39]

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значе­ния показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с понятием «маржинального дохода» (МД), означа­ющим результат от реализации продукции после возмещения переменных издер­жек (ПИ). Схема формирования маржинального дохода в сфере производства и торговли приведена на рис. 7.2.

В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на опре­делении силы воздействия производственного рычага (СВПР):

(82)

СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль, т. е. характеризует степень предпринимательского риска, связанного с данной ком­панией: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выше деловой риск. На практике встречаются следующие случаи:

1.МД = 0. В данном случае выручка от реализации покрывает только перемен­ные издержки, т. е. предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек.

2.О < МД < Постоянных издержек, если выручка от продажи товаров покры­вает переменные издержки и часть постоянных.

3.МД = Постоянным издержкам, если выручка от реализации достаточна, что­ бы возместить все издержки (переменные и постоянные). При этом прибыль равна нулю.

4.МД > Постоянных издержек, если деятельность предприятия прибыльна.Из выручки от продаж покрывают не только все издержки, но и формируют прибыль (прибыль больше нуля).

Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров (в данном релевантном периоде) приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата.

Для аналитика принципиальное значение имеет коэффициент производствен­ного (операционного) рычага (Кпр ), определяемый по формуле:

(83)

Чем выше значение данного коэффициента на предприятии, тем в большей сте­пени оно способно ускорить темпы прироста операционной прибыли (от обыч­ных видов деятельности) по отношению к темпам прироста объема продаж. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема продаж предприятие, имеющее больший коэффициент производственного рычага, при прочих равных условиях, всегда будет в большей степени увеличивать сумму прибыли в сравнении с пред­приятием с меньшим значением данного коэффициента (за счет относительного снижения переменных издержек).

В практике США используют понятие «эффект операционного левериджа» (англ. operational leverage), который представляет собой отношение процентного изменения прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT) к процентному изме­нению объема продаж.

(84)

где Эол — эффект операционного левериджа; EBIT— операционная прибыль (при­быль до выплаты процентов и налогов).

Пример

Процент изменений в EBIT— 4%; процент изменений в объеме продаж — 8%, тогда:

Эол = 4%/8% - 0,5.

В случае падения объема продаж на 8% потеря прибыли составит 2% (4% х 0,5). При обратном соотношении показателей: Эол = 8%/4% " 2.

Перейти на страницу: 1 2 3 4