Система контроллинга прибыли

Системы анализа и контроля прибыли тесно взаимосвязаны, поскольку аналити­ческая информация служит базой для построения эффективного контроля за выпол­нением плановых заданий по прибыли как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений. Кроме того, аналитическую и контрольную ин­формацию используют для принятия управленческих решений и контроля за их исполнением. Создание системы внутреннего контроля прибыли является состав­ной частью финансового управления на предприятии в целях повышения эф­фективности его хозяйственной деятельности. Система данного контроля строит­ся по линейному и функциональному принципам или сочетает в себе оба их вида. В основу системы контроля прибыли положено разделение контрольных функ­ций между отдельными службами предприятия и их специалистами.

В последние годы в практике стран с развитой рыночной экономикой получила широкое признание новая система внутреннего контроля, создаваемая в компа­нии и получившая название «контроллинг».

Концепция контроллинга была разработана как средство активного противо­действия возникновению кризисных ситуаций, часто приводящих к финансовой нестабильности и даже к банкротству компании.

Различают три основные концепции контроллинга, ориентированные на:

• управленческий учет;

• информационную систему;

• координацию системы управления.

Согласно концепции, ориентированной на управленческий учет, контроллинг характеризуют как централизацию и координацию всех действий, связанных с управленческим учетом, планированием и управлением. В рамках этого подхо­да в качестве ключевой задачи контроллинга называют сбор и обработку инфор­мации в процессе построения, координации и контроля за реализацией планов компании. Поэтому назначение контроллинга сводится к составлению и коорди­нации отдельных планов предприятия, к формированию на их базе единого плана, а также к внутреннему производственному учету, необходимому для контроля за выполнением планов и предоставления исходной информации для планирова­ния. В рамках этой концепции, получившей название «управление по отклонениям», систематически сравнивают плановые (нормативные) показатели с фактическими для выявления отклонений между ними и устанавливают взаимосвязи и причины этих отклонений. Подобная процедура необходима для оперативного воздействия на ключевые факторы нормализации хозяйственной деятельности предприятия. Однако ограничение контроллинга только такими функциями представляется слишком узким подходом.

Согласно концепции, ориентированной на информационные системы, ключе­вую задачу контроллинга формируют как поддержку менеджмента путем центра­лизации и координации всех информационных потоков на предприятии. При та­ком подходе назначение контроллинга — обеспечить координацию процесса получения, подготовки и предоставления информации руководству с учетом по­требностей в ней на разных уровнях управления. В результате достигается повы­шение качества принимаемых управленческих решений.

В концепции, ориентированной на координацию системы управления, конт­роллинг интерпретируют как организационную функцию по координации всех подсистем менеджмента. В основу этой концепции положено различие между си­стемой управления и организационной системой предприятия (исполняющей систе­мой). Система управления предназначена для осуществления управляющих воздей­ствий, направленных на организационную (управляющую) систему. Первичную координацию исполнения управленческих решений считают непосредственной задачей системы управления. Вторичную задачу — координацию внутри самой системы менеджмента — относят к функции контроллинга. Под координацией понимают согласование отдельных решений в соответствии с общей целью дея­тельности предприятия. Следовательно, контроллинг определяют как механизм и часть системы управления, реализующей координационную и информацион­ную цели.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6