Зарубежный опыт оценки несостоятельности (банкротства) компаний

Прогнозирование банкротства как самостоятельная проблема возникло в ин­дустриально развитых странах Запада (в первую очередь в США) сразу после окончания Второй мировой войны. Его появлению способствовал рост числа банкротств в связи с резким сокращением военных заказов, неравномерность раз­вития отдельных компаний, благополучие одних и разорение других. Поэтому

возникла ситуация, ведущая к необходимости определения условий, приводящих фирму к банкротству.

Известны два основных подхода к предсказанию банкротства. Первый из них базируется на данных финансовой отчетности и включает оперирование некото­рыми коэффициентами:

• приобретающим все большую известность Z-коэффициентом Альтмана (США);

• коэффициентом Теффлера (Великобритания) и др.

Второй подход исходит из данных по разорившимся фирмам и сравнения их с соответствующими показателями исследуемой компании. Первый подход имеет три существенных недостатка:

• компании, испытывающие финансовые трудности, разными путями задер­живают публикацию своих отчетов и таким путем остаются недоступными для внешних пользователей;

• если соответствующие отчеты публикуются, то они могут оказаться недо­стоверными («творчески обработанными»), в такой ситуации требуется осо­бое умение специалистов (аудиторов), чтобы выявить массивы подправлен­ ных данных и оценить степень их завуалированности;

• некоторые показатели, рассчитанные по данным финансовой отчетности, могут свидетельствовать о неплатежеспособности, а другие — давать основа­ния для заключения о стабильности и даже некотором улучшении деятель­ности фирмы.

В таких условиях трудно судить о реальном положении дел в компании.

В отличие от рассмотренных «количественных» подходов к прогнозированию банкротства можно выделить «качественный» подход, основанный на изучении отдельных свойств, присущих бизнесу, который развивается в направлении к банк­ротству. Если для исследуемой компании характерно наличие таких свойств (па­дение объема продаж, прибыли, рентабельности активов и собственного капитала и др.), то можно дать экспертное заключение о неблагоприятных тенденциях разви­тия. Следует отметить, что общепринятым является мнение, что банкротство и кри­зис на предприятии — идентичные понятия. Банкротство, собственно, и рассмат­ривают как крайнее проявление кризиса. В действительности дело обстоит иначе — компания подвержена различным видам кризиса (экономическому, финансово­му, управленческому), и банкротство — только форма проявления одного из них. За рубежом под банкротством понимают финансовый кризис, т. е. неспособность фирмы выполнять свои текущие финансовые обязательства. Кроме того, ком­пания может испытывать экономический кризис (ситуация, при которой матери­альные ресурсы используются неэффективно) и кризис управления. Последний из них связан с неэффективным использованием трудовых ресурсов, что означает низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность управлен­ческих решений требованиям окружающей среды. Поэтому различные методики прогнозирования банкротства (как принято называть их в России) на самом деле предсказывают различные виды кризисного состояния предприятия. Не случайно оценки, получаемые в результате их применения, нередко сильно различаются. Видимо, ни одна из методик не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине ее ориентации на какой-либо один вид кри­зисного состояния предприятия. Поэтому целесообразно отслеживание динами­ки изменения критериальных показателей (платежеспособности, кредитоспо­собности, доходности и др.) по нескольким из них. Выбор конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает данное предприятие. Более того, даже сами методики могут быть подвержены корректи­ровке с учетом специфики конкретной отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5