Критерии, используемые для анализа и оценки несостоятельности (банкротства) предприятий в России

На практике часто используют зафиксированные в Постановлении Правитель­ства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельно­сти (банкротстве) предприятий» от 20.05.1994 г. № 498 коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности (в размере 2,0, 0,1, 1,0).[45]

Эти коэффициенты не ориентируют предприятия на оптимизацию их оборот­ных средств.

Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. разработан с учетом опыта западных индустриально развитых стран, где в каче­стве основного критерия принят принцип неоплатности долга (исходя из соотно­шения активов и пассивов баланса, а также их поэлементной структуры). Поэто­му Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ справедливо отвергает такие формальные признаки банкротства, как несоблюдение нормативных значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборот­ными средствами.

Такими основными критериями, определяющими неплатежеспособность рос­сийских предприятий, являются:

• отрицательное сальдо денежного потока (превышение оттока денег над их притоком);

• отрицательная величина чистого оборотного капитала (собственных оборот­ных средств), возникающая вследствие превышения краткосрочных обяза­тельств над оборотными активами.

Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборот­ными средствами можно использовать только для экспресс-диагностики финан­сового состояния предприятия, а также для оценки уровня риска наступления банкротства (конечно, с определенными корректировками).

Следует подчеркнуть, что в мероприятиях по профилактике банкротства, осо­бенно на ранних стадиях его диагностики, предприятие может рассчитывать толь­ко на внутренние финансовые возможности.

В России, в связи с дефицитом финансовых ресурсов, у государства отсутствует комплексная система централизованной финансовой поддержки неплатежеспо­собных предприятий. Она может быть оказана им в прямой и косвенной формах.

Прямая поддержка — безвозвратное и возвратное финансирование (в форме бюджетного кредита) из федерального и региональных бюджетов, обеспечение гарантий частным инвесторам и т. д. Косвенная поддержка — система льгот, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве); мора­торий на удовлетворение требований кредиторов в период внешнего управления неплатежеспособным предприятием; порядок начисления пени и штрафов в пе­риод реструктуризации задолженности перед бюджетом, размещение дополни­тельных обыкновенных акций должника в целях восстановления его платеже­способности в период внешнего управления, замещение активов должника и т. д.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на все денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Данный мораторий распространя­ется также на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Однако мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управ­ления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника — акционерного общества путем размещения дополнительного пакета дополни­тельных акций. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнитель­ных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления ис­ключительно по ходатайству органа управления должника.

В случае получения ходатайства органа управления должника (акционерного общества) о включении в план внешнего управления повышения его уставного капитала путем размещения дополнительного пакета обыкновенных акций внеш­ний управляющий обязан провести собрание кредиторов для рассмотрения во­проса об эмиссии этих финансовых инструментов. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок их размещения не может превышать три месяца. Государственная регистра­ция отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должна быть осуществлена не позднее чем до даты окончания внешнего управления. Про­спектом эмиссии (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должна предусматриваться оплата этих акций только денежными средствами. В случае признания выпуска дополнительного пакета акций несостоявшимся или не­действительным средства, полученные должником от инвесторов, которые приоб­рели эти ценные бумаги, возвращают таким вкладчикам вне очередности удов­летворения требований кредиторов.

Перейти на страницу: 1 2 3