Критерии эффективности инвестиционных решений

По принятой в России методологии заказчикам (застройщикам) рекомендуют оценивать следующие виды эффективности реальных инвестиций:

• результативность проекта в целом;

• эффективность участия в проекте.

Отметим, что инвестиционный проект представляет собой обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков проведения капитальных вложе­ний, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по реализации инвестиций (бизнес-план).

Оценка проекта — процедура, возникающая на разных стадиях его жизненного цикла, связанная со сравнением фактических и планируемых показателей для принятия эффективных управленческих решений. Эффективность проекта в це­лом оценивают для определения его потенциальной привлекательности для воз­можных участников и поиска источников финансирования. Она включает:

• общественную (социально-экономическую) эффективность;

• коммерческую эффективность.

Показатели общественной эффективности отражают социальные последствия реализации проекта для общества в целом, включая «внутренние» и «внешние» результаты. Результатом проекта является генерируемый им доход, поступающий в распоряжение государства (в форме налогов) и участников. Целью отдельных проектов может быть получение общественных благ. Они представляют собой работы и услуги, потребление которых одними субъектами препятствует их по­треблению другими. Поэтому они не принимают участия в рыночном обороте. Примерами таких благ являются защита безопасности границ государства, зна­ния, культура и здоровье граждан.

На общественную эффективность проекта влияют внешние факторы:

• увеличение рыночной стоимости жилых домов (квартир в них) в результате сооружения в непосредственной близости от них крупных промышленных предприятий, автодорог, станций метрополитена, торговых центров, авто­заправочных станций и др.;

• рост дохода сельскохозяйственных предприятий вследствие строительства новых автодорог в сельской местности (например, за счет снижения потерь завозимых удобрений и горюче-смазочных материалов, быстрого вывоза на элеваторы собранного урожая зерновых культур и т. д.);

• понижение оборотных активов отправителей или получателей грузов в ре­зультате реализации транспортными организациями проектов, повышающих среднюю скорость движения грузовых автомобилей и соответственно сни­жающих время на перевозку грузов и др.

При определении показателей общественной эффективности инвестиционного проекта целесообразно:

• в денежных потоках отразить стоимостную оценку последствий реализации проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологиче­ской сферах;

• в составе оборотных активов учесть только материальные запасы и резервы денежных средств;

• исключить из притока и оттока денежных средств по текущей и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением и погашением кре­дитов и процентов по ним, предоставленные субсидии, дотации, налоговые и иные трансфертные платежи, при которых финансовые ресурсы передают от одного участника проекта (включая государство) другому;

• произведенную продукцию (услуги) и затрачиваемые ресурсы оценить в специальных экономических ценах. Расчет данных цен предполагает исключе­ние из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка (влияния монополистов, трансфертных платежей и др.) и добавление неучтенных в ры­ночных ценах внешних эффектов и общественных благ;

• импортозамещающую продукцию, импортируемые материалы и оборудова­ние оценить в ценах замещаемой продукции плюс затраты на страхование и доставку;

• товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, а также инфраструктурные услуги (затраты на электроэнергию, газ, воду, транспорт) учесть на базе рыночных цен с НДС.

Перейти на страницу: 1 2 3