Проблемы формирования бюджетной системы в РФ

В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».[8]

Задачами бюджетного процесса являются:

− максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;

− определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

− установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

− согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

− сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

− осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

− повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

− усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

− автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Налоги − важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы − непременное условие сбалансированности государственной казны.

Поддержание баланса доходов и расходов государства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в ее рамках − с рациональным соотношением между функциями налогов.

Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расходной статей федерального бюджета в России. В связи с постепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2004 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл. 1).[9]

Таблица 1

Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета (в % к ВВП)

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

1996

15,8

18,9

-3,1

1997

14,9

20,6

-5,5

1998

13,4

23,4

-10,0

1999

15,1

17,9

-2,8

2000

14,9

18,6

-3,7

2001

13,9

17,6

-3,7

2002

11,9

17,2

-5,3

2003

12,9

14,0

-1,1

2004

16,0

14,6

1,4

2005

17,6

14,7

2,9

2006

19,4

17,8

1,6

2007

18,5

18,0

0,5

2008

17,9

17,4

0,5

2009

17,8

16,3

1,5

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6