Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга

Экономические отношения в интегрированном процессе бизнеса играют важнейшую роль, определяя состояние объектов, при котором исключаются экономические потери. Традиционный критерий прибыльности необходимо дополнить критерием экономической безопасности, так как критерий прибыльности отражает только одну — материальную сторону деятельности при интегрированной форме организации. Поэтому первостепенное значение при разработке технологии управления франчайзинговой формой организации бизнеса имеет определение основных элементов в механизме формирования системы отношений [46].

Перед любым предпринимателем, выбравшим франчайзинговый вариант организации бизнеса, стоят следующие задачи:

1. Определить направление бизнеса.

2. Провести в своем регионе исследование рынка: анализ конкурентов и экспертный опрос. Основываясь на данных анализа открыть в своем регионе бизнес с помощью покупки франшизы, учитывая при этом конкуренцию и востребованность данного бизнеса на рынке.

3. Выбрать франчайзера.

4. С помощью уже работающих франчайзи выяснить стоимость франшизы, уровень доходности, количество выбывших партнеров и причины их ухода.

5. Встретиться с франчайзером после сбора всей возможной информации о нем.

6. Для избежания дополнительных расходов следует обязательно привлечь к составлению договора юриста. При этом обратить внимание:

· на права, которые оставляет за собой франчайзер;

· на виды сервиса (платного и бесплатного), который франчайзер оказывает участникам сети;

· на обязанность франчайзера консультировать франчайзи по ходу становления бизнеса [65].

Во время до контрактных встреч закладываются будущие отношения. На этом этапе франчайзер должен раскрыть все источники доходов, о которых франчайзи не знает, и франчайзер не должен получать никаких тайных доходов. Поэтому всегда и вполне закономерно особое внимание уделяется обязательствам франчайзера и франчайзи (см. прил. 1, табл. 1.3).

Также важно, что франчайзер не устанавливает никаких особых отношений ни с кем из франчайзи. Такие отношения могут создать следующие трудности:

1. Франчайзи, с которым установлены особые отношения, будет рассчитывать на привилегии.

2. Другие франчайзи, узнав о таких отношениях, отнесутся с недовольством как к привилегированным франчайзи, так и к франчайзеру, который допустил такие отношения [53].

Франчайзер должен обеспечить понимание франчайзи методов маркетинга, используемых в практике системы франчайзинга. Важно, чтобы франчайзи понимал характер и масштаб отношений между франчайзером и франчайзи. Франчайзи должен знать:

· что франчайзер обеспечивает его постоянными услугами и, как эти услуги будут предоставляться;

· что ожидается от него в отношении стандартов, операционных процедур и предстоящих расходов.

Качество обучения франчайзи — ключевой фактор в обеспечении фундамента для будущего. Франчайзи, который будет иметь правильное представление о характере бизнеса и правовых обязательствах, легче справится с пониманием тех статей договора, соблюдение которых является существенным с точки зрения обеспечения стандартов, целостности имени, престижа и операционной системы франчайзера. Франчайзер должен обладать искусством в общении: все, что он обещает и требует, должно быть не только записано в контракте, но и подтверждаться ежедневной практикой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5