Особенности деятельности иностранных франчайзеров на российском рынке

Нарушают неприкосновенность торговой марки и российские власти. Так, в середине 90-х гг. по Москве прошла волна административного ура-патриотизма: столичная мэрия решила убрать с улиц всю рекламу на иностранных языках и заставить компании оформлять свои вывески исключительно на основе кириллицы. Логотипы, начертанные латинскими буквами, москвичам удалось отстоять.

До сих пор административный натиск по поводу внешнего оформления магазинов испытывают многие франчайзи Kodak Express. Даже в Москве далеко не все магазины Kodak Express имеют фирменную вывеску из-за вмешательства местных властей [5, 19].

Хороший выход из положения нашли во флористической компании «Букет конфет», также работающей по генеральной франшизе американской компании.

У них несколько торговых точек в Москве. Надо всеми красуется большая вывеска на русском языке: «Букет конфет». Логотип их американского франчайзера Candy Bouquet они размещаем на витрине, а не над входом, как вывеску: в противном случае им бы пришлось его регистрировать. Таким образом, они не ущемляем их иностранного партнера и не дают повода для санкций со стороны городских властей [43].

Проблемой остаются и финансовые расчеты между партнерами в России и за рубежом. Поскольку в российском законодательстве нет четкого определения франчайзинга, то нет и такого понятия, как роялти. В том числе и в инструкции Центробанка РФ, определяющей виды платежей, которые можно производить на счета в иностранных банках. Возникает казусная ситуация: франчайзи не может законным способом расплатиться с головной компанией, находящейся за границей.

Организация выплаты роялти – это проблема не франчайзи, а франчайзеров. Именно франчайзеры-иностранцы, по логике, должны озаботиться этой задачей, привлечь свои лучшие аналитические силы и придумать схему, облегчающую получение от партнеров периодических платежей, предусмотренных договором.

Трудности с платежами актуальны только для тех иностранных компаний, использование франшизы которых выливается в более-менее заметную сумму. Ряд иностранных франчайзеров, стремясь завоевать себе место на российском рынке, пока что устанавливают чисто символические роялти, что позволяет оформлять их как административный платеж на поддержание жизнедеятельности офиса иностранного партнера. Такие суммы российские франчази приспособились переводить за границу даже с кредитных карточек.

Еще одна из преград – отсутствие в России специалистов, которые могли бы производить продукты, на которых специализируются иностранные франчайзеры. Ряд направлений, в которых они работают, в России просто неизвестны. Таким компаниям приходится выбирать: либо ждать, пока российский рынок без их участия узнает о продукте и вырастит профессиональные кадры, либо вкладывать деньги в обучение партнеров и персонала в России.

Так, американская компания Candy Bouquet пришла в Москву с неизвестной для отечественного рынка продукцией – декоративными букетами, изготавливаемыми из цветов и конфет. Сейчас американцы ведут переговоры о передаче своей генеральной франшизы российской фирме «Букет Конфет», которая, по всей вероятности, станет организатором франчайзинговой сети в России и Белоруссии.

Одним из условий передачи в Россию генеральной франшизы стали высокие требования к подготовке Российских специалистов. Ведь они будут обязаны обучать делать такие букеты российских флористов, а в России эти искусством пока мало кто владеет [25, 55].

Но, несмотря на все эти проблемы, интерес у мировых франчайзинговых сетей к России не исчезает.

Перейти на страницу: 1 2 3