Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Не менее важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Под методами финансового анализа понимаются способы подхода к изучению изменения финансовых показателей и взаимосвязей между ними.

При выполнении анализа выделяются следующие этапы:

– 1 этап – уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

– 2 этап – разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;

– 3 этап – собирается и подготавливается к анализу необходимая информация;

– 4 этап – проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;

– 5 этап – изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия;

– 6 этап – выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

– 7 этап – происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Выделяют следующие типы анализа:

1) Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3) Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный, прогнозный анализ;

4) Анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей;

5) Сравнительный анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов;

6) Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы – качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности организации.

Количественные методы нацелены на то, что в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

Количественные методы подразделяются на:

– статистические;

– бухгалтерские (метод двойной записи, балансовый метод);

– экономико-математические.

Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:

– использование абсолютных, относительных и средних величин;

– сравнение;

– группировка;

– индексный метод;

– метод цепных подстановок;

– интегральный метод

К статистическим методам экономического анализа относятся:

– статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

– расчеты средних величин;

Перейти на страницу: 1 2 3