Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

– ряды динамики – абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

– сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;

– сравнение показателей;

– расчет индексов;

– детализация показателей.

При помощи бухгалтерских методов, а именно балансового метода можно проводить факторный анализ некоторых моделей и определять количественное влияние отдельных факторов на изменение анализируемого показателя. Особенно широко распространено использование данного метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования.

Экономико-математические методы анализа применяются при решении конкретных аналитических задач и включают:

– методы элементарной математики;

– классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

– методы математической статистики, прежде всего корреляционно-регрессивный анализ, который наиболее распространен в практике;

– эконометрические методы;

– методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование;

– методы исследования операций: управление запасами, методы технического износа и замены оборудования;

При использовании экономико-математического моделирования отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей – формул:

а) Кратные модели – модели деления;

б) Мультипликативные модели – модели умножения;

в) Аддитивная модель – модель сложения или вычитания;

В аналитической работе используются также методы моделирования:

– методы преобразования модели позволяют перейти от модели кратного типа, например, к аддитивной модели;

– методы расширения факторной модели используются при анализе рентабельности;

– методы сокращения факторной модели;

Метод использования абсолютных, относительных и средних величин применяется при анализе довольно часто. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, ситуаций, как правило, начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете. В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин, которые незаменимы при анализе динамики явлений. С помощью относительных показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение того или иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%). Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры экономического явления (доля в рассматриваемом показателе), при анализе интенсивности использования производственных ресурсов (например, производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.).

Особенность относительных показателей, которые часто выступают в виде коэффициентов, заключается в том, что их надо интерпретировать, давать им экономическое объяснение. И относительные, и абсолютные количественные показатели сами по себе зачастую недостаточно информативны и требуют дополнительно использования метода сравнения.

Средние величины позволяют обобщить совокупность типичных показателей, сравнить изучаемый признак по разным совокупностям.

Обязательным условием применения метода сравнения выступает сопоставимость показателей по содержанию и структуре (по кругу оцениваемых показателей, по ценам, по структуре выпуска продукции и ее реализации) с целью выявления черт сходства либо различий между ними.

В анализе применяются следующие типы сравнений.

1) Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов – сопоставление хозяйственных показателей текущего периода с аналогичными показателями предшествующего периода;

2) Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Отклонение фактических данных от плановых является объектом дальнейшего анализа;

3) Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов очень широко используется в практике;

4) Межхозяйственный сравнительный анализ, процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий;

5) Сравнение со средними данными по отрасли.

При использовании этого метода необходимо обеспечить сопоставимость данных по ценам (пересчет в цены базисного периода с помощью индексов), по социальным, природным и иным факторам.

Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Далее с помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимосвязь показателей, выявляются факторы и проводится факторный анализ, при котором один из показателей, полученных в результате группировки, рассматривается как фактор, влияющий на другой фактор, а второй – как результат влияния первого. Важнейший вопрос при проведении такого рода исследования – выбор интервала группировки. Существует два основных подхода (метода) к его решению.

Перейти на страницу: 1 2 3