Понятие, функции и роль жилищно-коммунального хозяйства в национальной экономике Республики Беларусь

дальнейшее совершенствование системы платы за пользование жилыми помещениями и платы, предусматривающей участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков в финансировании в многоквартирных жилых домах доли затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий (далее - за техническое обслуживание) и коммунальных услуг;

совершенствование и оптимизация структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством;

финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства;

переход на формирование договорных отношений, развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального обслуживания;

развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов, обеспечение ее надежности и устойчивости функционирования с привлечением инвестиций на эти цели.

Достижение целей и реализация задач развития жилищно-коммунального хозяйства возможны только в условиях радикального изменения хозяйственного механизма - перехода отрасли в режим безубыточного функционирования.

Основной проблемой развития жилищно-коммунального хозяйства в достижении данных целей и задач в перспективе до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства. В настоящее время на смену централизованному государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также путем приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли [1, c.142].

Поэтому главным направлением развития ЖКХ РБ является выработка подходов к решению задачи обеспечения населения и других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта в области жилищно-коммунального обслуживания с одновременным переводом субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в перспективе - расширенного воспроизводства в отрасли.

В связи с этим необходимо осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем изменения системы финансирования, то есть переход от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к оплате их в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

В настоящее время за счет совершенствования тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный уровень возмещения затрат по основным видам услуг.

Основные усилия на ближайшую перспективу (ориентировочно до 2012 года) должны быть сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного фактора должен быть удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет:

совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

проведения демонополизации и развития конкурентной среды;

внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилых помещений;

дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления их адресной направленности, выделяемых на эти цели средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7