Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы (на примере бюджета Санкт-Петербурга)

В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации пред­ставляет собой роспись доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации вы­ступает закон субъекта Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполне­нии правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъекта Российской Федерации. Так, составление бюджета в прак­тическом плане означает разработку проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и утверждение бюд­жета выражается в форме принятия этого закона; исполнение бюд­жета есть исполнение закона о бюджете.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации осуще­ствляется на определенных принципах. К числу этих принципов относятся:[22]

Принцип ежегодности бюджет.

Этот принцип означает, что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждает­ ся ежегодно (желательно до начала планируемого года). Все ста­ дии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же по­ следовательности и периодичности, как они проходили в прошлом; так же они будут осуществляться и в будущем.

Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.

Этот принцип означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утверждено­го бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его ис­полнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Принцип разграничения компетенции между исполни­тельными и законодательными органами субъекта Россий­ской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.

Раз­работка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета - только законодательным (представитель­ным) органом этого субъекта, исполнение бюджета - вновь возла­гается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполне­нии бюджета находится в исключительной компетенции законода­тельного органа.

В таком разграничении проявляется и конституционный прин­цип разделения государственной власти на законодательную и ис­полнительную.

Бесспорно, полномочие по утверждению бюджета относится к числу наиболее важнейших (как в политическом, так и экономиче­ском смысле) полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти. И в конечном счете полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти по утверждению бюджета переросло в исключительное полномочие данного органа.

В некоторых странах к данному принципу примыкает принцип контроля законодательных (представительных) органов государст­венной власти за осуществлением государственных займов и эмис­сией государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственного долга.

Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.

В законе о бюджете все процедуры его разработки, принятия и исполнения тщательно и подробно прописаны, уложены в определенные временные рамки и сроки, определены все права и обязанности участников бюджетного процесса. Пожалуй, нет ни одного другого правового акта, какой бы важной теме он ни был посвящен, какой бы сферы ни касался, которым столь подробно регламентировались бы соответствующие правоотношения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7