Направления совершенствования бюджетного устройства

В соответствии с Концепцией Национального фонда прогноз перечисления нефтяных поступлений в Национальный фонд составляет в 2007 году - 6,4 % к ВВП, в 2008 году - 5,8 % к ВВП, 2009 году - 5,5 % к ВВП.

Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2007 - 2009 годы приведен в таблице 7

Таблица 7- Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2007 - 2009 годы в процентах к ВВП

Наименование

2007 год

2008 год

2009 год

Ненефтяные доходы

18,2

17,4

16,6

налоговые поступления

17,2

16,5

16,1

неналоговые поступления

0,39

0,34

0,30

поступления от продажи основного капитала

0,61

0,53

0,20

Примечание: составлено на основе: Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-2009 годы.

Снижение налоговых поступлений с 17,2 % к ВВП в 2007 году до 16,1 % к ВВП в 2009 году объясняется снижением ставки налога на добавленную стоимость ежегодно на 1% (с 14 % до 12 %) и снижением с 2008 года ставок социального налога в среднем на 30 %.

Средний темп роста поступлений ненефтяного сектора в государственный бюджет в 2007 - 2009 годах ожидается на уровне 112,8 %.В рыночно развитых государствах существует финансовая помощь территориям со стороны государства, где «доля» средств, в доходах местных бюджетов достигает 60% по этому в этих странах даже в условиях усиления неустойчивости развития хозяйственных, субъектов экономическая и социальная устойчивость сохраняется. Ибо, здесь правительство идет на компромиссы. В противном случае, отсутствие у территорий минимально необходимых средств к бюджетному экстремизму, обострению бюджетных противоречий. Безусловно, возникает потребность и необходимость совершенствовать технику распределения средств между бюджетами. Поэтому нужны объективные формы, методы такого распределения. Но важны не только методы распределения, но и суммы, которые выделяется одному или другому бюджету. А это не только сфера межбюджетных отношений, но и область государственной финансовой политики, поскольку распределение общегосударственных финансовых ресурсов связано с определением государственных приоритетов. Каковы приоритеты, таковы и основные направления использования средств.

На фоне процессов децентрализации и повышении эффективности межбюджетных отношений нарастают контртенденции все большей централизации доходов в республиканском бюджете и снижения степени свободы местных бюджетов, что, несомненно, является негативом для всего социально-экономического развития страны.

Интересным представляется рассмотрение и изменение динамики и структуры доли местных бюджетов в совокупных поступлениях государственного бюджета за 2004-2006 годы (таблица 8).

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12