Проблемы и перспективы использования факторинга в деятельности предприятий торговли

Практика разных факторов в отношении комиссий может отличаться, могут быть различные дополнительные комиссии, но все они находят отражение в факторинговом соглашении. Наличие множества комиссий свидетельствует о стандартном, кредитном подходе фактора к осуществлению факторинговых операций. Наличие множества комиссий, как это принято в основном в кредитных договорах, усложняет процесс взаимопонимания и уменьшает прозрачность отношений между фактором и клиентом.

Кроме комиссии, в факторинговом соглашении присутствуют другие существенные условия - такие, как максимальный лимит финансирования клиента, лимиты, установленные для его дебиторов, максимальный срок отсрочки платежа, минимальное количество дебиторов и т.д.

В настоящее время в России 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% - торговым (см. Рис.1.3). Такое неравномерное распределение, по нашему мнению, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.

http://www.raexpert.ru/researches/factoring/factoring/part3/factoring8.gif

Рис.1.3 Соотношение объемов факторинговых сделок в сфере производства и торговли в 2008 году

На Рис.1.4 приведено распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями.

http://www.raexpert.ru/researches/factoring/factoring/part3/factoring10.gif

Рис.1.4 Распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями[12]

Из 21 участника проекта лишь 6 предоставляют услуги только торговым компаниям, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов - промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

Факторинг особо востребован в пищевой отрасли, где сильны западные компании - как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.

Опрошенные руководители факторинговых компаний и факторинговых подразделений банков отмечают, что размер предприятия-клиента не оказывает существенного влияния на привлекательность для него факторинга. Приблизительно 15% факторингового портфеля приходится на услуги для малых предприятий, 35% - для средних и 50% - для крупных.

Таким образом, что, факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых - поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет "расчистить" баланс - уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8