Дебиторская задолженность как объект управления

Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев[7], но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.

Основу формирования кредитных отношений с покупателем должен составлять рейтинг надежности дебитора, проблема определения которого заключается в малоинформативном массиве сведений о клиенте.

Оптимальная кредитная политика, а, следовательно, и оптимальный уровень дебиторской задолженности прямо зависят от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Например, фирмы, у которых имеется недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут придерживаться более либеральной политики и согласятся на больший уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль. Вместе с тем оптимальная кредитная политика может различаться у фирм одной отрасли, а также у отдельной фирмы в различные периоды.[8]

Таким образом, основной формой реализации политики управления дебиторской задолженностью является кредитная политика, которая представляет собой свод правил кредитования покупателей и последовательность этапов управления дебиторской задолженностью в рамках двух основных подходов.

Дополнительными инструментами управления дебиторской задолженности являются:

· Спонтанное финансирование (система скидок покупателям за сокращение сроков расчёта).

· Учёт векселей.

· Факторинг.

Сочетание различных инструментов управления дебиторской задолженностью должно обеспечивать её оптимальный размер и сроки инкассации для обеспечения максимальной эффективности деятельности предприятия.

Факторинг является незаменимым инструментом управления дебиторской задолженностью в том случае, когда кредитная политика и методы спонтанного финансирования неэффективны. Например, при работе с крупными розничными сетями оптовые торговые и производственные компании вынуждены принимать условия поставки, которые «диктуются» потребителями. Такие компании, как «Пятёрочка», «Седьмой континент», «Ашан» и т.д. в среднем оплачивают поставки через 45-60 дней с момента отгрузки. У предприятий-поставщиков возникает дефицит финансовых ресурсов и они вынуждены искать внешние источники пополнения оборотных средств и страхования. Факторинг представляет собой инструмент финансирования дебиторской задолженности. В отличие от учёта векселей и классического краткосрочного финансирования, факторинг выполняет также функции страхования кредитных рисков и административного управления дебиторской задолженностью предприятия, является инструментом роста продаж компании. Кроме того, факторинговая компания на основании накопленной статистики сама проводит анализ надёжности дебиторов.

Факторинг имеет смысл только тогда, когда экономическая выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в срок. Итак, факторинг целесообразен, когда[9]:

· Когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4