Понятие, виды и функции факторинга

5. Поставщик производит поставку товара (проведение работ, оказание услуг) покупателю и оформляет данную поставку товарно-транспортным счетом (счетом - фактурой).

6. Поставщик передает финансовому агенту оригиналы товарно-транспортного счета (счета-фактуры), т.е. документы, подтверждающие дебиторскую задолженность покупателя.

7. Финансовый агент производит первое (авансовое) финансирование поставщика в объеме 60-90% под уступленную поставщиком дебиторскую задолженность покупателя.

8. Покупатель в установленный ранее договором купли-продажи товаров (работ, услуг) – основным договором – срок производит финансовому агенту полную оплату стоимости поставленных ему ранее товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

9. Финансовый агент выплачивает поставщику оставшуюся сумму товарно-транспортного счета (счета-фактуры) за вычетом своего комиссионного вознаграждения.

В зависимости от комбинации услуг, предоставляемых финансовыми агентами, и форм их реализации факторинговые операции можно классифицировать.

Р. Брейли и С. Майерс в своей работе «Принципы корпоративных финансов»[19] различают зрелый, старомодный и вспомогательный факторинг. Зрелый факторинг подразумевает, что факторинговая компания:

· получает копии документов на оплату от поставщика;

· обеспечивает взыскание задолженности с покупателя;

· платит производителю в установленный срок вне зависимости от оплаты покупателя.

Старомодный факторинг предусматривает авансовый платёж факторинговой компании производителю в размере большей части возникающей задолженности сразу по предъявлении документов на оплату от производителя. Остальная часть – в сроки согласно договору. Данная форма факторинга обеспечивает страхование производителя от сомнительных долгов.

Вспомогательный факторинг не страхует покупателя от неполного/несвоевременного платежа или неплатежа. Поставщик сам несет ответственность по неплатежам покупателей. Факторинговая компания проводит работу по сбору денег с покупателей и передачу собранных денег поставщику.

Такая классификация учитывает лишь фактор страхования от сомнительных долгов и наличие финансирования со стороны факторинговой компании.

Большинство отечественных авторов предлагают следующую классификацию.

1. По территории действия выделяют факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring).

Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране. Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности. В зависимости от рассматриваемой стороны международный факторинг бывает экспортный и импортный.

Схема международного факторинга представлена в Приложении 2.[20] Цифры показывают этапы осуществления операции:

1. Заключение договора экспортного факторинга.

2. Уведомление импорт-фактора о поставке.

3. Заключение договора купли-продажи.

4. Поставка товара.

5. Предоставление отгрузочных документов.

6. Финансирование в объёме, определённом в договоре.

7. Одобрение кредитоспособности иностранного дебитора.

8. Оплата за поставленный товар.

9. В случае неплатежа импортёра импорт-фактор оплачивает полностью задолженность импортёра.

2. По минимизации риска факторинг может быть с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring)

В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. При безрегрессном факторинге финансовый агент берёт на себя риск неисполнения должником (дебитором) обязательств перед поставщиком. Наибольший интерес к факторингу без регресса проявляют малые и средние компании, так как они либо относительно недавно существуют на рынке, либо не имеют собственных служб по оценке кредитных рисков и работе с дебиторской задолженностью. Небольшие фирмы часто просто не в состоянии самостоятельно построить собственную эффективную инфраструктуру обслуживания товарного кредита, начиная от проверки состоятельности потенциального покупателя, особенно если он географически удален от производителя, и заканчивая применением процедур взыскания долга, иногда требующих существенных затрат времени и денег. Другими словами, они не могут осуществить эффективную кредитную политику.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6