Государственный долг. Управление государственным долгом

Таким образом, внешние займы позволяют стране инвестировать и потреблять больше, чем производит ее экономика. Эффективное использование заемных ресурсов для финансирования накопления капитала позволяет ускорить экономический прогресс. Привлечение займов может привести к увеличению производственных мощностей и росту ВВП. При этом должно расширяться как производство товаров для внутреннего потребления, так и увеличиваться экспорт. Рост экспорта позволит производить процентные и амортизационные выплаты по растущему внешнему долгу.

Понятие внутреннего государственного долга дано в Законе Республики Беларусь от 27. 03, 1993 г., № 2328-17 «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь». В соответствии с этим законом, под внутренним долгам понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Они обеспечиваются имуществом и другими актами, находящимися в республиканской собственности.

В настоящее время в структуре внутреннего государственного долга кредиты, ранее предоставленные Национальным банком Беларуси на финансирование дефицита республиканского бюджета, занимают около 30%; долговые ценные бумаги правительства (облигации, векселя) – 50%; средства, заблокированные на 1 января 1992 г. во Внешэкономбанке СССР и подлежащие возврату субъектам хозяйствования, - 15%; прочие обязательства – 5%.

Само наличие государственного долга предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на его оптимизацию. К таким мероприятиям относятся:

· выплата доходов кредиторам и погашение займов;

· изменение условий выпущенных займов;

· определение условий эмиссии;

· выпуск новых займов.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий в себя три этапа:

· определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах;

· привлечение финансовых ресурсов;

· погашение и обслуживание долговых обязательств.

На первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий. Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства могут погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:

· рефинансирование;

· реструктуризация;

· конверсия;

· консолидация;

· обмен облигаций по регрессивному соотношению;

· унификация;

· отсрочка погашения;

· аннулирование.

В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей правительство прибегает к рефинансированию государственного долга. Это является одним из наиболее широко распространенных методов управления государственным кредитом. Рефинансирование государственного долга – это погашение старой задолженности государства путем выпуска новых займов. Применяют три основных способа рефинансирования государственного долга:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6